Как непрофессиональному актеру попасть на съемки в кино

В Петербурге постоянно что-то снимается – сериалы, фильмы или ток-шоу. “Город 812” решил выяснить, какие действия надо предпринять, чтобы более-менее гарантированно попасть на экран. Вывод парадоксальный: официальные сайты кинокомпаний и актерских агентств берут деньги за размещение в актерской базе, но не гарантируют никакого участия. Зато настоящие бригадиры массовки ушли в тень – в социальные сети. Там реальные ходы на съемочную площадку и надо искать.

Хорошее фото и стандартный размер одежды

Актерская база на «Ленфильме» еще работает, но попасть в нее теперь можно за деньги: 2500 рублей с женщины, 2000 с мужчины, 1500 – с ребенка. Фотографии пробудут в базе два года, а затем придется снова фотографироваться и платить деньги. Известно, что сама киностудия фильмов уже не снимает, а только предоставляет павильоны и базы для арендаторов.

А бригадиры массовки предпочитают набирать людей, глядя на фотографии в сети. Считается, что этого вполне достаточно, чтобы сыграть определенный типаж.
На страничке, которую ведут бригадиры массовки, каждую неделю появляются объявления: «Требуются 10 милиционеров и 10 бандитов для съемки в сериале о наркотиках». «Требуются пять покупательниц из бутика и две медсестры». Обязательное условие – чтобы в этом сериале вы еще не снимались.

Я послала заявку на обе роли, но мне так и не вызвонили. Оно и понятно: на личной страничке у меня мало фотографий, а еще я указала в заявке размеры одежды, как того требовали условия, и стало очевидно, что стандартный костюм мне не подойдет (а лишние расходы производителям ни к чему).

Большинство актеров массовки снимаются в кино ради развлечения. Особо настойчивые ждут, когда их заметит режиссер и позовет на роль в эпизоде – крупным планом и со словами.

«Я снимался в сериалах «Лиговка», «Сонька Золотая Ручка», «Гром ярости» и в ток-шоу с Татьяной Устиновой на Пятом канале, – рассказал «Городу» актер по имени Дмитрий. – На съемки попал случайно: знакомая девушка стремилась на «Ленфильм», я поехал за компанию, а там приглянулся ассистенту, который записал мой телефон и стал периодически вызванивать для участия в программах и фильмах. Позже я оброс связями, нашел несколько полезных страничек в контакте и примерно понял всю эту кухню. Но моя основная работа для меня важнее, поэтому в последнее время я от съемок отказывался, и мне, соответственно, стали реже звонить.

Народ для съемок нужен постоянно, и его студиям поставляют бригадиры. У них есть свои группы людей. Но, работая в бригаде, особо не разбогатеешь, так что лучше работать напрямую с ассистентом по актерам – там есть и такая должность. В этом случае ты получишь 500 рублей за участие в массовке или тысячу-полторы – за групповку, это когда тебя снимают не в массе, а крупным планом, но ты молчишь. Эпизод – крупный план со словами – стоит уже от полутора тысяч рублей. Но ведь даже массовка может занять целый день, особенно если снимается не в городе, а на выезде. Так что это не для занятых людей».

Для исторических картин трудно найти массовку

– Раньше у нас была профессия – артист. В это понятие вкладывалось: и восьмичасовой рабочий день, и ответственность, и какие-то требования к профессиональным и личным качествам, – пожаловалась «Городу» бригадир массовых групп Юлия Кобылинская. – Сейчас приходит множество случайных людей, многие из которых не понимают элементарных вещей. Первая – что жена олигарха, даже если ее снимают издали, не крупным планом, не может предстать в кадре с плохим прикусом, тяжелой походкой и т.п. Многие девушки думают, что гример закрасит ей прыщи, а ассистент по костюмам найдет хорошую одежду – и все, она станет королевой. Не станет. Куда она денет свой собачий взгляд? Нет, конечно, мы будем только рады, если на площадку придет девочка из детдома, которую господь всем одарил. Но где она, эта девочка?

– А вторая проблема в чем?
– Вторая – это то, что билет на съемки многие расценивают как билет в кино. Да еще такой, что не ты за него платишь, а, наоборот, платят тебе. Позвали на съемки: захочу – приду, не захочу – пойду в бар с друзьями. Какая разница, что меня ждут на площадке. Многие ребята не готовы, что, придя на съемки, они вынуждены будут сидеть в углу два, пять, десять часов и ждать, когда их наконец позовут. Могут, кстати, и не позвать, если у режиссера какая-то накладка или, наоборот, озарение. Но ведь продавец не уходит из магазина, если у него нет покупателей. А молодой актер может запросто уйти.

– Многие думают, что приглашение сняться в кино – это очевидная разводка, особенно когда на съемки приглашают посредством рекламы в метро и на столбах. А как отличить реального представителя студии от мошенника?
– Настоящих мошенников мало, разве что те, кто печатает уж очень крутые объявления в массовых газетах. Они могут раскрутить на изготовление портфолио и на постановку в базу, а потом вызвать на съемки один раз за три года, так что своих расходов вы не отобьете. Но и это не совсем обман. Сами мы считаем, что это смешно: требовать деньги за постановку в базу. Нам нужны люди! Мы сами готовы платить за работу.

По словам бригадиров, сложен подбор актеров для исторических картин – тут желательно на том самом месте, где будут проходить съемки, посмотреть на актера. «Надо посмотреть, как он будет выглядеть в этом костюме, на этом месте, в этой ситуации. Ведь по нынешней Садовой ходят не так, как ходили по старой».

Но исторические картины снимаются не так чтобы часто, поэтому и кастинги проходят раз в полгода. В последний раз масштабный просмотр для массовиков устраивали перед началом съемок «Белой гвардии». А сейчас снимают «Распутина». Бригадиры массовки вспоминают, как после окончания съемок «Тараса Бульбы» в городе можно было часто встретить мужчин, стриженных под горшок. Но, как ни странно, найти людей для «Белой гвардии» оказалось сложнее. А когда снимали про академика Ландау, для участия в массовых сценах требовалась тысяча человек. Отсмотрели 15 тысяч.

По словам бригадиров, люди изменились не только внутренне, но и внешне – и дело тут не только в прическах, пирсинге, тату и макияже, а также в том, что женщины за последние годы привыкли ходить в штанах, а мужчины – стричься почти наголо. Изменились антропометрические данные: расстояние между глазами, скулы и т.п. Это заметно, особенно в массе, если сравнивать исторические и настоящие старые фильмы. А ведь людей приходится выбирать не просто для толпы, но для микроскопических ролей. Надо видеть, кто играет продавца, а кто покупателя. И покупатели бывают разные: на рынках, в бутиках.

Режиссерам не угодить

Трудно подбирать массовку для съемок войны или, скажем, больницы, особенно психиатрической. И еще детей. И инвалидов.

Для фильма «Беляев» требовались подростки-ихтиандры: наивные, трогательные, чистые и непорочные.

«Это было ужасно, – вспоминает бригадир. – Нам нужны были дети, которые не пробовали ни секса, ни даже алкоголя. На базы надежды не было, да у нас и нет своей детской базы. В основном ходили по улицам и всматривались в лица. В конце концов, я ушел из этого проекта, потому что чувствовал: не справлюсь».

В современных бандито-ментовских картинах все проще. Если мужчина будет хорошо смотреться в мундире – это милиционер. Если нет – станет преступником.

Когда поступает нестандартный заказ – например, на актеров ростом от 2 метров, на базу надежды мало. Тем более что у каждого бригадира база расформирована по типажам, сыгранным ролям, а не по физическим данным. Тогда приходится искать человека просто на улице. «Меня в свое время тоже так нашли, – вспоминает Юлия. – Для съемки фильма «Молодая Екатерина». Но мне-то было приятно. А попробуй объясни инвалиду, что он кого-то заинтересовал в качестве потенциального актера.

Есть две вещи, о которых не стоит мечтать, снимаясь в массовке. Первая: заработать много денег. Вторая – попасть к какому-то конкретному режиссеру. Потому что требования у режиссеров меняются на лету. Недавно один потребовал в массовку девушек модельной внешности, а во время кастинга отсеял всех и оставил грудастых толстушек. Кто-то из режиссеров требует блондинок или рыжих, но обмануть его с помощью краски – невозможно, потому что «рыжий это состояние души». Недавно в один фильм набирали группу бабушек: тут и выяснилось, что режиссер имел в виду женщин от 65 и старше, а на кастинг пришли женщины от 45 лет.

40 000 рублей – и вы в роли мужлана

Недавно заработал сайт rolvkino.ru, он собирает желающих сняться в римейках советских фильмов. Заплатив сумму – от 500 до 3000 долларов – клиент играет роль, которую до него уже сыграли Василий Ливанов, Андрей Миронов, Борис Бабочкин. Римейк даже обещают показать на одном из кабельных московских телеканалов. Любопытны на этой студии ценовые предложения. Например, эпизод с гипсовой рыбой в трактире в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» в оригинале включал четырех участников и все роли исполнял Миронов. В римейке за исполнение роли «хозяин трактира» с клиента возьмут три тысячи долларов, а за роль Джерома-рассказчика – в два раза меньше.

Я заполнила заявку на роль в фильме про Шерлока Холмса “Пестрая лента” – причем меня заинтересовала роль не Холмса, и не девушки, обреченной на покусание змеей, а ее отчима – жестокого мужлана, который гнул в кадре каминную кочергу. В заявке был честно указан рост и вес и пол (жеский) соискателя. Через две недели пришел ответ: я утверждена на роль, для съемок необходимо приехать в Москву, а текст роли мне пришлют после перевода денег. Для роли доктора Ройлотта мне определили прайс в 40 тысяч рублей. После окончания съемок кино – вернее, только несколько эпизодов, обещают показать в спецпрограмме на кабельном канале.              

Нина Астафьева

Успех рекламно-маркетинговых проектов будет гарантирован при обращении в креативное агентство. Самые свежие идеи и нестандартный подход к делу вы сможете найти тут на none.ru.