Как русская церковь осталась без патриарха, но с инквизиторами

Петр I, как известно, любил иностранцев. И приближал их. Но иностранцы хороши, когда строишь флот или реформируешь армию. С реформой православной церкви – сложнее. Ее не доверишь иноземцам-еретикам. Такого даже Петр не мог себе позволить. Пришлось приближать к себе как бы полуиностранцев – украинцев.

Первый президент Синода Стефан Яворский, два вице-президента – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович – все они выходцы из западнорусских земель.

Но Стефан подкачал – оказался слишком консервативным. Феодосий тоже подкачал – он не блистал образованностью, зато отличался излишней гордостью, поэтому и закончил жизнь в монастырской тюрьме простым чернецом Федосом. А вот Феофан Прокопович (на гравюре на заставке) был таким, каким нужно. И успешно служил двум императорам и двум императрицам.

О ранних годах Феофана известно мало. Но можно смело утверждать, что звали его не Феофан. А Елисей или Елеазар. Имя Феофан он возьмет при постриге.

Кто был его отец – мы не знаем. Возможно, Феофан был незаконнорожденным. Но получил образование в Киево-Могилянской академии. А потом перешел в униаты. За это его часто обвиняют: беспринципный, мол, товарищ, менявший религию. На самом деле православные украинцы часто так поступали. Чтобы получить образование в Европе, переходили в униатство, а потом возвращались в православие. Так сказать, маленькая военная хитрость.

Феофан обошел пешком чуть ли не всю Европу, много где поучился. В частности, в Ватикане. Но оттуда бежал со скандалом. Почему – загадка. Так или иначе, он возвратился в Киев, вернулся в лоно православной церкви и стал преподавать в Киево-Могилянской академии.

Учеба в Европе не прошла даром. Феофан – образованнейший человек своего времени. Проповедник и поэт, знаток иностранных языков и математики, богословия и философии. Он собрал огромную по тем временам библиотеку – три тысячи томов. Но выдвинулся Феофан лестью. Это очень важно. Это пособие для всех, кто хочет подлизнуть начальству.

Феофан произносит торжественную речь в честь Полтавской победы. День битвы – 27 июня – день Сампсона Странноприимца. Он не имеет никакого отношения к ветхозаветному герою Самсону. Но Феофан как будто путает. И говорит не про кроткого странноприимца, а про Самсона, который ослиной челюстью побил тысячу филистимлян. И разорвал льва. Ясно, что Самсон – это Петр I, а лев – Карл XII, ведь на шведском гербе изображены львы.

Естественно, Петр пришел в восторг от такой речи. И поставил Феофана во главе Киево-Могилянской академии. А потом призвал в Петербург. Феофан Прокопович  становится Псковским епископом и проводником церковной реформы.

Петр I, конечно, был деспотом, но деспотом просвещенным. Поэтому он ценил PR. В принципе, главным орудием пропаганды служила дубинка, но про PR царь тоже не забывал. А Феофан – прирожденный пиарщик. Даже жаль, что в те времена не было телевидения и он не мог вести передачу «Итоги недели с Феофаном Прокоповичем».

Псковский епископ с легкостью обосновывает любой тезис. Петр упраздняет патриаршество. Феофан убедительно доказывает, что единовластие – это зло. Нужна, знаете ли, коллегиальность в принятии решений. Но сам Петр – самодержец. Феофан убедительно доказывает, что это тоже правильно. Не надо, знаете ли, никакой коллегиальности.

Петр строит полицейское государство. «Полиция есть душа гражданства» – эта фраза из петровского регламента становится основой всех государственных преобразований. Но если душа – это полиция, то религия теряет самостоятельное значение. А церковь превращается в один из департаментов в системе полицейского государства.

Генерал-прокурору Сената подчиняются фискалы. При обер-прокуроре Святейшего Синода состоят церковные фискалы, которых во избежание путаницы именуют инквизиторами. Начальники рядовых инквизиторов – провинциал-инквизиторы, а над ними – протоинквизитор.

Каждый человек обязан ежегодно ходить на исповедь. А священник обязан доносить, если на исповеди услышит чего нехорошее. А если не донесет, то «по лишении сана и имения, лишен будет и живота».

Разумеется, Феофан убедительно доказывает, что это тоже правильно. Но он не ограничивается пиаром. Он сам делается инквизитором – не по должности, а по сути. Феофан сочиняет стихи. Но гораздо чаще он сочиняет доносы. Эта сторона его дарования по-настоящему раскроется в царствование Анны Иоанновны.

В стране – «бироновщина», в церкви – «феофановщина». Феофан обвиняет своих врагов-архиереев в политической неблагонадежности, преследует их злобно, мстительно и мелочно. Если раньше он сподвижник Петра, то теперь – подручный начальника Тайной канцелярии генерала Ушакова. Стараниями Феофана епископы лишаются сана, отправляются в монастырские тюрьмы.

А Феофан процветает. Он любил жить широко, отнюдь не чурался земных благ. Одна проблема – одиночество. В одиночестве жил, в одиночестве помер. Искалечив и свою душу, и душу православной церкви.

Глеб Сташков