Магистр игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь в роли ведущего игры

Деньги увезут знатоки

Как зарабатывают на «Что? Где? Когда?» и его аналогах

Игра «Что? Где? Когда?» стала неплохим источником зарабатывания денег. Ее активно предлагают для корпоративов. И просто так поиграть в ЧГК за деньги в Петербурге можно. Специальные агентства обеспечат атрибутику и настоящего знатока позовут в качестве ведущего. Минимальный прайс – 30 тысяч рублей с команды. Мы решили понять, чего это вдруг о «Что? Где? Когда?»  вспомнили – она же 40 с лишним лет существует.

Справка: телеигра «Что? Где? Когда» впервые вышла в эфир в сентябре 1975 года. В разное время шла в 14 разных странах, включая 10 государств бывшего Союза. Везде, кроме Америки, под оригинальным названием. Впрочем, в Штатах она продержалась только один сезон.

Еще в 1996 году название «Что? Где? Когда?» было запатентовано, и с тех пор каждый, желающий выпустить продукт под таким именем, должен платить лицензионный сбор телекомпании «Игра ТВ». Профессиональные знатоки относятся к этому с пониманием. Например, Алексей Блинов говорит, что «волчок, черный ящик и прочее придумано лично гением Ворошилова, и надо этот факт уважать».

Впрочем, если вы захотите организовать игру на праздничном вечере и не желаете платить за лицензию, можно назвать ее чуть по другому – «Где? Что? Когда?», или «Клуб знатоков», или «Интеллектуальное казино», – украсить совой и музыкой Рихарда Штрауса – все эти атрибуты авторским правом не защищены. А можно и заплатить. Некоторые агентства по организации праздников, которые имя ЧГК использовали, но не платили за лицензию, были пойманы и оштрафованы.

Сколько стоит лицензия?  Я пошла самым простым, как мне казалось,  путем –  позвонила по телефону, указанному на сайте «Игра ТВ», но попала не в телестудию, а в совсем другую организацию – ГК F-Group, которая занимается организацией праздников и готова сама провести игру «Что? Где? Когда?» хоть у вас на дому. Отговориться от их предложений удалось не сразу: только, когда я сказала, что нахожусь не в столице, а мероприятие готовлю для социально незащищенной группы – в общем нет денег. Только тогда  мне озвучили сумму: по 2360 рублей за одного участника.

Я решила  — что дорого. Так что если вы хотите уложиться в 30 тысяч – придется смириться с тем фактом, что играть вы будете не в «Что? Где? Когда», а просто в интеллектуальную игру. За эти деньги в ваш офис или в ресторан приедут двое ведущих, привезут (если надо) кнопки для «Брейн-ринга», пакет вопросов, черный ящик и часы с таймером.

Если хотите с оригинальным названием – то это расширенный пакет, стоимость которого начинается от 80 тысяч, включает в себя зеркальный стол – прямо как в телеигре, и такое же табло для очков, хрустальную сову, живую сову для фотографирования и главное – название. Лицензионный сбор будет оплачен.

Вариант дороже – c участием звезд. Вечер с Максимом Поташевым стоит 200 тысяч рублей, с Александром Друзем – 180, с Ровшаном Аскеровым – 150. Также приглашают Елизавету Овдеенко, Михаила Скипского и даже опального знатока Илью Новикова.

У корреспондента «Города 812» была возможность сравнить две игры: лицензированную и не очень. Одну вел магистр Александр Друзь, другую – знаток Михаил Скипский. Стоимость участия для одной команды различается в  10 раз – 30 и 3 тысячи рублей соответственно.

На «Интеллектуальный бранч с Михаилом Скипским» собралось 11 команд по 2–6 человек. За два раунда прозвучало 20 вопросов. Ответы, как в спортивном ЧГК, надо было писать на листочке и сдавать. Победителю, набравшему 10 правильных ответов, вручили сертификат на бесплатное посещение каких-то мероприятий (в предыдущий раз призом была бутылка дорогого алкоголя).

Михаил Скипский пояснил «Городу 812», что вовсе не имел в виду все время зарабатывать деньги таким способом, а просто помогал друзьям-промоутерам раскрутить новое заведение. Хотя гонорар за участие он получает, тем более что львиную долю вопросов, прозвучавших на игре, придумал сам. Излишне говорить, что Скипский сразу же уточнил: игра называется «интеллектуальный бранч», а название «Что? Где? Когда?» использовать запрещено.

В мероприятии, оплатившее использование бренда ЧГК, желающие поиграть платили взнос 30 тысяч рублей с команды, а зритель или игрок-одиночка – от 4 до 8 тысяч с человека. Скажем, в команде «Терем-квартета» было только пять игроков – и за стол к ним посадили человека из зала.

На мой взгляд, «интеллектуальный бранч» проходил пусть не так пафосно, но динамичней и веселее. Александр Друзь успел задать только десять довольно сложных вопросов, в том числе – с черным ящиком. В игре участвовало 18 команд.

Организатор игры Александра Григоренко, сообщила, что минимальный бюджет такого мероприятия (без фуршета, артистов и аренды зала) – от 180 тысяч рублей. Средняя – 250 тысяч. Конечно, не все деньги достаются Друзю. Во-первых, будет лучше, если игру поведут двое ведущих (вторым был Андрей Максимков). Друзь, объяснили нам, слишком строг, для праздничного мероприятия это не годится. Хотя, на мой взгляд, это выглядело занятно: когда магистр холодным тоном препарировал чей-то ответ.

Во-вторых, вопросы для игры тоже из базы не берут, их придумывают заново. И если заказчик корпоратива потребует пакет вопросов на узкую тему – скажем, об очистке сточных вод, – обеспечат.

Если команд получилось две или четыре, можно организовать соревнование в виде «Брейн-ринга»: это когда на ответ дается минута и надо найти правильный ответ быстрее соперника.

Еще организаторы сообщили, что лицензионный сбор в Петербурге раза в два меньше, чем в Москве.

Почему «Что? Где? Когда?» стали так популярны на корпоративах? – Мы предложили формат ЧГК еще в 2011 году, – говорит Алексей Явич, который занимается тимбилдингом больше десяти лет. – Да, игра набрала популярность, особенно в последние два года. Причины, думаю, как раз в незатратности. Приглашать звезд и устраивать большой концерт фирмам стало дорого, но можно провести игру (все довольны – сами участвуют в празднике) и селебрити – известные знатоки – тоже присутствуют. Зимой людей не очень-то заманишь на уличный игровой корпоратив, скажем, в виде квеста по городу, поэтому форматов остается мало. Вообще пристрастия у клиентов меняются по мере того, как в городе появляется новая игровая инфраструктура. Сейчас мало кто выбирает веревочный курс – потому что проще поехать в веревочный парк: их вокруг города не меньше десятка, а пять лет назад не было ни одного. То же самое с квестами по типу «запертой комнаты»: такие запертые комнаты открылись в каждом районе. А нам остается придумывать что-то, чему еще нет аналогов. У знатока Алексея Блинова мы спросили, как он относится к тому, что идею Владимира Ворошилова поставили на коммерческие рельсы. Оказалось – положительно. «От такого тимбилдинга пользы гораздо больше, чем от бега в мешках и пения под караоке».

Нина Астафьева