Какие деньги могли бы у нас быть, но остались только в проекте

Выставка о мечте открылась в Музее истории денег АО «Гознак» в Петропавловской крепости. Мечте правителей, финансистов и художников создать совершенные бумажные деньги: практичные, красивые, модные и трудноподделываемые. В России этой мечте исполнилось 250 лет.

 В 1769 году Екатерина II выпустила первую ассигнацию. И это единственная банкнота, ставшая реальным денежным знаком, на выставке, которая называется «Деньги, которых не было». Потому что все остальное на этой выставке – эскизы, пробные оттиски, чудом сохранившиеся экземпляры денег, которые по самым разным причинам не вышли в обращение. Большая часть прежде не выставлялась и публике неизвестна.

Н. А. Зауервейд. Эскиз лицевой стороны неосуществленного кредитного билета. 1860 г.

Например, в начале XIX века ассигнации решили «освежить» и даже начали печатать четыре номинала – 5, 10, 25 и 100 рублей. Хотели накопить тираж и быстро заменить все бумажные деньги XVIII века. Но военные и прочие расходы этот процесс остановили – потребовалось быстро печатать прежние деньги. А потом, в 1818 году, была создана Экспедиция заготовления государственных бумаг (предшественник Гознака). И все купюры 1802–1803 годов прямо из хранилища пошли под нож. В коллекции Гознака чудом сохранились 20 «тиражных» и пробных ассигнаций.

Ассигнация достоинством 25 рублей, не выпущенная в обращение. 1802 г.

В 1860 году архитектор Алексей Дютак создал эскизы банкнот с видами Петербурга, Москвы, Гельсингфорса (Хельсинки) и Варшавы. Это была первая попытка внедрить в российские деньги «городскую» серию. Доски для металлографской печати вырезали в США, но по дороге в Россию они затонули. И банкноты с видами городов остались только в проекте.

Во второй половине XIX века было несколько попыток украсить банкноты портретами русских самодержцев (и некоторые из этих попыток увенчались успехом). Царей к тому времени накопилось много, поэтому варианты купюр придумывались самые разнообразные. Так, в 1884 году художник Адольф Шарлемань придумал тысячерублевый кредитный билет в «русском стиле» с портретом императрицы Марии Федоровны. Ее муж – Павел I удостоился изображения на локальном водяном знаке.

Р. И. Рёсслер. Эскиз оборотной стороны неосуществленного кредитного билета достоинством 25 рублей с портретом Александра II. 1894 г.

Через 10 лет скульптор Михаил Микешин поместил на проект своей тысячерублевки изображение памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, который был создан по его же проекту. Исторический живописец Василий Верещагин работал над образом юной дамы, которая должна была олицетворять на деньгах Россию. В итоге остановился на образе в одеждах XVII века и в шапке Мономаха, выполненном по рисунку Адольфа Шарлеманя.

В 1892 году Сергей Витте, став министром финансов, начал готовить денежную реформу, а заодно выпуск новой «императорской серии», которую заказали художнику Рудольфу Ресслеру. На выставке с помощью пробных оттисков показано, как гравер Перкил Ксидиас три года работал над досками для печати денег. На 25-рублевой купюре должен был красоваться Александр II. Витте переместил его на трехрублевку, заменив на Александра III. Но купюра с Александром III так и не вышла.

Позже Ксидиас гравировал эскизы советских денег с портретом Карла Маркса и эскизы почтовых марок. Он умер в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Портрет К. Маркса. Гравюра, сделанная для неосуществленных банкнот «пролетарского кредита». 1918 г.

От короткой эпохи модерна начала ХХ века остались эскизы художников Владимира Куприянова и Рихарда Заррина, а также пробный оттиск 1 рубля, имя автора которого пока неизвестно. Первые годы советской власти породили множество авангардных эскизов, над ними работали художники Александр Волков, Александр Якимченко, Георгий Пашков. Их работу не стыдно было показать в 1925 году на Всемирной выставке прикладных искусств и ремесел в Париже.

Мечта советских вождей о конвертируемой валюте привела в 1922 году к выпуску червонцев, по виду напоминавших английские фунты. В 1923 году художник и картограф Владимир Андрианов выполнил эскиз пяти червонцев, композиция которого была скопирована с английского фунта образца 1917 года. Вместо вида Лондона на нем поместили вид Кремля. Впрочем, в 1926 году котировка червонцев на западных биржах прекратилась, а их вывоз из СССР был запрещен.

Пробный оттиск неосуществленного билета Госбанка СССР достоинством 5 червонцев с видом Московского Кремля. 1924 г.

Во второй половине тридцатых годов Иван Дубасов нарисовал купюры с обобщенными портретами рабочего, красноармейца и женщины. Нарком Молотов утвердил личной подписью шахтера, красноармейца и парашютиста.

Даже война не помешала творчеству художников, изображавших на эскизах купюр полководцев от Александра Невского до Кутузова и выигранные ими сражения. Но ничего из этого не вышло. К 1947 году относится пробный оттиск, где красным карандашом жирно зачеркнуто «Десять червонцев» и проставлено число 100. По легенде, лично вождем всех народов.

Оттиск неосуществленного билета достоинством 10 червонцев с правкой И. В. Сталина. 1947 г.

Советские деньги образца 1961 года у многих в памяти и в домашних коллекциях. Но мало кто знает, что в 1967 году к 50-летию советской власти кроме юбилейных монет готовилась серия купюр 100, 50 и 25 рублей. Солидные по тем временам деньги. Может, поэтому их и не выпустили. Последнее «прости» советская власть хотела сказать в 1991 году, подготовив разноцветный вариант фиолетовой 25-рублевки. Но банкнота выпущена не была. На выставке показан ее оттиск.

В новой России долго «боролись» портретная и географическая серии. Поначалу казалось, что мы будем расплачиваться Суриковым (5 рублей), Чайковским (10), Шаляпиным (20),  Циолковским (50), Пушкиным,  Достоевским и (или) Чеховым (100), Суворовым и (или) Ломоносовым (200), Менделеевым (500).

И. К. Крылков. Эскиз оборотной стороны неосуществленного билета Банка России достоинством 10 рублей с портретом П. И. Чайковского. 1990-е гг.

В итоге победили «географы».

На эскизах одной тысячи (1998 год) и пяти тысяч (2003) стоят грифы «сов. секретно» и «рассекречено». По ним хорошо видно, что вид Суздаля (не пошел в серию) намного удачнее Ярославля (его выбрали), а Владимир выглядит лучше Хабаровска. Видимо, тут вмешалась геополитика.

Вадим Шувалов

Фото на заставке : Б. Дрейер. Эскиз лицевой стороны неосуществленной разменной боны достоинством 1 копейка. 1924 г.