Какие нелепости пишут в школьных учебниках

Хит  школьного абсурда – предмет «Окружающий мир». У меня сын-третьеклассник. Читаешь его учебник по окружайке и думаешь: авторы, когда это писали, наверное,  сильно болели – с высокой температурой, галлюцинациями и бредом. Уж очень много странного в этом учебнике.

Скелет  торта

Сын учится по новаторской программе «Школа 2100».  Ее создала компания авторов –  Рустэм Бунеев, Давид Фельдштейн, Шалва Амонашвили, Вахрушев А.А  и другие.  Они написали новаторские учебники по всем школьным предметам и даже для детсадов, и каким-то образом протолкнули свою программу в Минобр. В 2008 году  компания получила Госпремию за «Школу 2100», после чего эту программу стали насаждать повсеместно. Сегодня от нее много где отказались (потому что плохая), но в нашей школе эксперимент продолжается.

Хит-парад абсурдных учебников  «Школы 2100»  вот уже третий год возглавляет  учебник по окружайке.  Особенность учебника – он не учит, а как бы развивает сообразительность. Вместо объяснений предлагается самим искать ответы на вопросы – хоть в Интернете, хоть у соседей. Поэтому учиться приходится в первую очередь родителям и бабушкам.

С сентября этого года мой сын по предмету «Окружающий мир»  уже изучил Первое и Второе начала термодинамики, атомы, фотосинтез, строение клетки, сидячих кишечнополостных, а также ульву, печеночницу, ногохвосток, сорокопутов и другое, о чем вы наверняка не знаете. А я теперь знаю, хотя насчет сына – не уверена.

Вчера по окружайке была легкая тема – «Органы цветкового  растения». Кажется, куда проще: корень, стебель, лист, цветок. Но авторы не могут писать просто и понятно – за такое Госпремию не дают.  Например, зачем растению стебель?  В учебнике такой ответ:  «С помощью стебля растение преодолевает земное притяжение».

Закон всемирного тяготения мой сын благодаря той же новаторской программе изучил во 2-м классе. Но, похоже, забыл об этом.

– Растение хочет в космос  улететь? – удивился он, прочитав про стебель и притяжение.

– Угу, – промычала я.

– Корень надежно удерживает растение, – зачитал сын следующую фразу, а затем  удовлетворенно добавил: – Вот поэтому оно не улетает!

Дальше авторы пишут про водоросли. Но однобоко. «Океаны, моря и другие водоемы населяют водоросли. Их тело устроено еще проще: у них нет ни листьев, ни стеблей, ни корней. Ведь вода им доступна со всех сторон».

– А что же у них тогда есть? – снова удивился любознательный сын.

Но в  учебнике про устройство водорослей больше ничего не нашлось. Вахрушев А.А – автор учебника – позабыл закончить мысль, если она и была. Дальше он на микроскопы переключился.

«Более трех столетий назад английский ученый Роберт Гук усовершенствовал микроскоп. Это позволило ему взглянуть на обычные предметы при большом увеличении», – написано в параграфе № 19.

– А на шкаф  можно в микроскоп взглянуть? – поинтересовался сын.

– Не говори глупостей! – одернула я. Он возмутился.

– В учебнике же написано: на обычные предметы. Шкаф – обычный предмет!

В логике не откажешь. Жаль, что авторы учебника про шкаф не написали. Они написали задание про диван, телевизор, торт и ершик (в 21 параграфе). У этих предметов нужно «определить части, заменяющие “скелет”». Где скелет у торта в коробке?

Сейчас я мучаюсь над заданием: «Определи, где расположены щупальца у сидячих кишечнополостных?»

Угадай, что забыли

Как-то сыну задали подготовиться к контрольной по окружайке – прочитать текст «Как образуется торф?» и ответить на вопросы.

Я два дня изучала болото (там торф), но правильно ответить не получилось. Наверное, у меня способности к полезным ископаемым отсутствуют. Вот текст. Он короткий.

«Разрушителям трудно жить в болотной почве. Под слоем мха все время сыро и холодно. К тому же там нет кислорода для дыхания, а сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф. Сухой торф хорошо горит. На некоторых электростанциях его используют как топливо и вырабатывают электричество. Со временем толща торфа становится все выше, а болото – суше. Тогда оно начинает зарастать травой. Пройдет много лет, и здесь могут появиться луговые цветы: лютики, ромашки, колокольчики».

Авторы  считают, что объяснили детям, как образуется торф. Составили 10 вопросов по теме. Вот, некоторые из них. Попробуйте угадать ответы.

Вопрос1. Почему на болоте так мало разрушителей?

а) Под слоем мха слишком много кислорода;

б) в воде разрушители не живут;

в) на болоте влажно, и поэтому мало кислорода;

г) сфагнум убивает микробов.

Вопрос 2. Из отмерших остатков каких живых организмов образуется торф?

Вопрос 3. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста?

а) Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а постепенно уплотняются и превращаются в торф;

б) со временем слой торфа становится  всё толще, а болото – суше;

в) засунув руку под мох, ты сразу почувствуешь холод;

г) пройдет много лет, и здесь могут появиться луговые растения: лютики, ромашки, щавель.

Вопрос 4. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

Нужно угадать, что хотели/забыли сказать авторы. Это как в детском анекдоте про Вовочку. Учительница задает задачу: «Летели два крокодила: один синий, другой направо. Сколько мне лет?» Вовочка единственный, кто отвечает правильно: «22 года».

– Как ты посчитал? –  удивляется Марьиванна.

– Мама называет меня полудурком, а мне 11 лет, – отвечает Вовочка.

Правильные ответы : 1г; 2 сфагнума; 3а; 4 про луг.

 

Дым кудрявый, как Оля, рвался

В Интернете полно отзывов озадаченных родителей и педагогов, столкнувшихся со «Школой 2100». Вот некоторые.

«Учимся по системе «Школа 2100» четвертый год. Узнала много нового о русском языке: оказывается,  приставка “до” в слове “доехал” проверяется словом “досыта”…»

«Поделюсь впечатлениями о букваре. Дебильные стихи никому не известных авторов (“Дым кудрявый, как Оля, Рвался из города в поле. Рыжее солнце, как Петя, Сияло всему на свете…”). В тексте о происхождении слова “капуста” сначала объясняют, что такое капитель, потом капюшон, потом капуцин, потом капут… А чего стОит текст о русских городах! “Эти места назывались по-разному: вал, гора, курган, верея, яр, холм”. И сиди, объясняй, что такое курган и далее по тексту… И все это мы читаем в первой четверти 1-го класса! Если авторы решили, что самое время узнать смысл слова “курган”, могли бы сделать сноску и пояснить! Чудовищное пособие. Классических авторов – Пушкина, Есенина – там не найдете. А зачем? У нас же есть Надежда Надеждина со своим шедевром о капусте!»

«Самый серьезный недостаток – грубейшие ошибки в формулировках, постулатах. Мои дети делают круглые глаза, когда читают  вывод, что «все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом»! (3 класс, ч.1). То же касается классификации живых организмов на царства живой природы: она не соответствует современной классификации, принятой большинством научного мирового сообщества».

«Второй класс, моих нервов не хватает. Например, задача с тыквой напрочь вывела из равновесия, цитирую из учебника 2-го класса: “Тыква весит 2 кг и половину такой же тыквы, сколько весят две такие тыквы?” Как вы думаете, сколько? Ответ 8 кг…

А русский! “Сяпала Калуша с Калушатами по напушке и увазила Бутявку и волит Оее – Оее Бутявка-то некузявая» – надо расставить знаки препинания”.

«Я воспитатель детского сада, в этом году навязали работать по пособию “Здравствуй, мир!” Вахрушева. Завела тетрадку ляпов и неправды. Из пособия дети узнают, что всю современную технику: телефоны, компьютеры – придумали в Азии. Снежный барс в России не водится, а только в Гималаях…»

 

Заработали на детях

«Школа 2100» – очень успешный проект. Не образовательный, а коммерческий. Творцы программы и учебников – Рустэм Бунеев, Давид Фельдштейн, Шалва Амонашвили, Александр Вахрушев и другие – создали (а может, купили) издательство «Баласс», которое занимается только выпуском учебных пособий. Это стало ключевым звеном в проекте «Школа 2100» .

Свою программу Бунеев и компания внедрили едва ли не во все школы страны. Школам пришлось закупать новые учебники по их программе, которые печатает их издательство. Отличный бизнес.

Кстати, некоторые авторы  «Школы 2100» сами признают, что взялись за школьные учебники, чтобы заработать. Создатель учебников по окружайке, вице-президент Образовательной системы «Школа 2100», биолог Александр Вахрушев пишет на сайте «Школы 2100»: «В начале 90-х, когда надо было кормить семью, я согласился на очередную новую работу – писать учебники для детей». У него такое кредо  –  «легко соглашаться на новое дело, особенно если оно тебе совершенно незнакомо».

Рустэм Бунеев – президент «Школы 2100» – по образованию, вероятно, коррекционный педагог. Он много трудился в специнтернате для детей с нарушением психического развития.  О себе  пишет, что поступил в педвуз вслед за любимой девочкой, но та вышла замуж за другого и уехала. А Бунеев остался в педагогике.  Степень доктора наук  он получил уже после Госпремии и после того, как  программу «Школа 2100» внедрили в большинство учебных заведений страны. По мотивам этого эксперимента он и защищал свою диссертацию.

В завершение немного цифр. По данным  отраслевого доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2013 году (расцвет внедрения «Школы 2100» в России) малоизвестное издательство «Баласс» вошло в топ книгоиздателей страны.

По суммарному тиражу среди издателей учебной литературы «Баласс»  занял первое место (17 млн 987,8 тыс. экз.), на порядок опередив всех остальных. По суммарным продажам (рублевым) «Баласс» занял 4-е место в стране, уступив лишь мегагигантам – «Эксмо», «Просвещение», «АСТ». Притом что мегагиганты продавали не только учебники,  но и другие виды литературы.

По итогам 2016 года  «Баласс» не попал ни в какие рейтинги, скатившись в категорию «другие издательства». Это радует.

Елена Роткевич