Какой музей блокады нам нужен

Само по себе расширение площадей музея в Соляном городке не решит главной проблемы: в результате не появится как по мановению волшебной палочки музея, по масштабу и качеству экспозиции достойного темы блокады. Уровень музея задают не столько место и площади, сколько его идеология, музейная концепция, которая  определяет, о чем и как мы хотим рассказывать и какие функции музея следует развивать.

Свою концепцию Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» мы нацеливали именно на эволюцию Государственного музея обороны и блокады Ленинграда. Предполагалось, что комплекс будет иметь две экспозиции – в новом здании на Смольной набережной  и мемориальную экспозицию в занимаемых сегодня помещениях в Соляном переулке, 9.

Если говорить об идее экспозиции нового музея, то это представление широкой картины военной и блокадной повседневности через человеческий опыт: в каждом разделе посетитель знакомится с реальной историей человека, которому может сопереживать. Сегодня это около 300 персоналий – жителей Ленинграда, как ушедших на фронт, так и оставшихся в осажденном городе, от рядовых граждан до руководителей города и фронта. Начальная точка экспозиции – «Ленинградский дом», где посетители познакомятся с героями рассказа. Идея подсказана Юрием Вульфом, который собрал истории жителей своего дома на Конной улице.

Пример с Юрием Вульфом показывает принцип работы будущего комплекса. Мы хотим объединить всех заинтересованных – историков и участников поискового движения, жителей города и сотрудников музеев и школ. Новый комплекс призван стать центром сохранения и изучения памяти о блокаде, активно сотрудничающим с архивами и музеями не только в Петербурге, но и в России, и за рубежом.

Мы уже потеряли много времени, не развивая музей в Соляном переулке, и сегодня появилась последняя возможность создать музей с участием поколения блокадников. Музеи сегодня не ведут активный сбор материалов, зачастую не имея возможностей – финансирования, сотрудников, хранилищ. Часть коллекций ведомственных и школьных музеев была утрачена в 1990–2000-е годы: эти коллекции не принадлежали «музейному фонду» и при смене владельца предприятия или закрытии школьного здания на ремонт оказывались, например, на помойке. Сегодня не только оружие времен Великой Отечественной войны, но и предметы блокадного быта стали частью антикварного рынка. Они уходят на аукционы и в частные руки.

Сохранение памяти о блокаде сейчас является общественной, гражданской инициативой в большей степени, нежели элементом государственной политики. Мало кто знает, что Книгу памяти «Блокада. 1941–1944. Ленинград», в которой можно найти информацию о 630 тысячах ленинградцев, погибших во время блокады, ведет общественная организация ветеранов, которым сегодня  от 80 до 90 лет.  Я считаю, что Книга памяти должна была бы иметь поддержку хотя бы путем создания группы специалистов – историков и архивистов –  и финансирования их работы. Благодаря волонтерскому проекту «Книга памяти Великой войны» составлен реестр мест памяти обороны Ленинграда. В нем сейчас более 5,5 тысячи мемориалов и захоронений… Представьте себе, что уйдут энтузиасты: кто будет вести работу и сохранять эти базы данных?

В советское время было несколько научных групп, которые занимались изучением истории блокады в рамках истории Великой Отечественной войны, а сейчас нет ни одного научно-исследовательского центра, который бы целенаправленно и планомерно этим занимался.

Эти задачи и должен решать новый музейный комплекс – музей памяти. Это особенный тип современных музеев. Вот весь мир знает о Холокосте, а ведь это, в  частности, результат работы мемориала Яд ва-Шем, где задачей музея был сбор документальных свидетельств трагедии. Все их не представить в экспозиции, но на их базе сотрудники музея реализуют просветительские проекты по всему миру.

Новый комплекс должен стать ключевым элементом «архипелага музеев» – множества памятников и мемориалов, музеев и небольших экспозиций, посвященных блокаде. Они не противоречат друг другу, скорее, взывают о необходимости объединения усилий. И если, скажем, на Левашовском хлебокомбинате Лев Лурье создаст экспозицию, посвященную блокаде, это будет очень здорово, так как она станет еще одной гранью нашей общей памяти. Как и история пожарной станции на Васильевском острове и истории Радиокомитета, истории семьи военных врачей Прусовых (Военно-медицинский музей) и семьи Агте (музей «Разночинный Петербург»).

Милена Третьякова, заместитель директора Центра выставочных и музейных проектов: