Директор Русского музея Владимир Гусев собрал пресс-конференцию и рассказал, как он спас икону «Ангел Златые Власы» от сторонних посягательств. А вот как все было на самом деле.
«Ангел Златые Власы», который внезапно оказался в центре громкого скандала, в экспозиции Русского музея занимает особое место. Потому что это экспонат № 1, самый древний артефакт в истории русской живописи, находящийся в Русском музее, созданный 800 лет назад, еще в домонгольской Руси. На картинках выглядит великолепно, а в музее – довольно невзрачно, потому что в зале, где икона находится, поддерживается щадящий световой режим: верхний свет рассеянный, на окне – драпри, сам объект помещен в кассету за пуленепробиваемое стекло, стекло бликует… Именно на этот уникальный артефакт и позарился бизнесмен Сергей Шмаков.
В 2009–2010 гг. ему уже удалось (при помощи министра культуры А.А. Авдеева) изъять из Русского музея икону Богоматери Торопецкой XIV в. Тогда икону клялись взять на время, обещали и Шмаков, и министр, и патриарх, а оказалось – навсегда: Торопецкая и сейчас находится в церкви в коттеджном поселке под Москвой.
Поэтому когда Сергей Шмаков и Минкультуры проявили интерес уже к «Ангелу Златые Власы» – экспонату № 1, когда в музей срочно прибыл для осмотра иконы сам министр, а потом зачастили его замы, стало понятно, что Шмаков с министром вопрос порешали, а теперь министерство оказывает давление на слабого духом директора ГРМ Владимира Гусева.
Директор российского музея сегодня должен быть скалой, дзотом, уметь держать оборону. А Владимир Гусев 5 октября на совещании заведующих отделами только жаловался на угрозу увольнения: или он, или икона… Говорил, что хочет остаться директором… Хвост виляет собакой, собака на музей громко лает, а Гусев готов подчиняться, потому что нарушений законов и Устава ГРМ боится меньше, чем давления со стороны министра.
Встала задача сделать всю эту непристойную закулисную возню публичной. На это была единственная надежда. Начало было положено 3 октября, когда появилось большое интервью ведущего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства ГРМ Ирины Шалиной, которое она дала «Радио Свобода». Мы, журналисты, всего лишь оперативно делали свою работу, а главной героиней этой истории является именно Ирина Шалина. Она рассказала и о ценности иконы, и о том, что Шмаков однажды уже обманул музей, изъяв икону XIV века, и об абсурдности затеи экспонировать икону в Михайловском замке (это нынешняя идея Шмакова – переместить икону в домовую церковь Михайловского замка, где она будет доступна православным паломникам). То есть сделала то, что по Уставу ГРМ обязан был сделать директор: начала оборонять культурную ценность от посягательств захватчиков. Но на мужское поведение директор Гусев оказался неспособен, и вместо директора в кризисной ситуации четко и молниеносно пришлось действовать Шалиной. Не по уставу, а по совести и гражданскому долгу. Слова пафосные, громкие, но ведь так и было.
Между тем стало очевидно, что давление на музей продолжается, директор занимает выжидательную позицию, стало известно, что Сергей Шмаков велел 21 ноября перенести «Ангела» в Михайловский замок для молебна, и к этому уже покорно готовятся, а как он будет вилять министерством и музеем дальше – черт его знает… В музее подписывали коллективные письма министру и Михаилу Пиотровскому, но все это не давало поводов для оптимизма. И тогда по просьбе Шалиной я подготовил заявление на имя прокурора Петербурга. 9 октября 2017 г. его подписали Шалина, все пять хранителей Отдела древнерусского искусства и я. Сотрудникам музея было уже не до страхов за свою судьбу, они думали только о судьбе «Ангела». Создалась классическая революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут.
10 октября заявление было сдано дежурному прокурору Прокуратуры Санкт-Петербурга и стало официальным документом. И в тот же момент, в 13 час. 30 мин., заявление в прокуратуру появилось на сайте журнала «Город 812».
Вот тут уже, как выразился Глеб Жеглов, дошло до всего его гнилого ливера. Обвинения на имя прокурора города отрезвляют (в заявлении мы просили пресечь давление на директора ГРМ со стороны Минкультуры РФ, потребовать от директора ГРМ Гусева строго соблюдать законодательство РФ и обеспечить сохранение иконы «Ангел Златые Власы», обеспечить возврат иконы Богоматери Одигитрии (Богородицы Торопецкой) в фонды ГРМ). И через три часа, в 16 час. 30 мин., министр Мединский, которому донесли о заявлении, позвонил Гусеву в больницу, Гусев – своему заму Евгении Петровой, а она – в Отдел древнерусскотого искусства. Сообщила, что министр сдался, дал отбой, что «Ангела», как сказал министр, никто трогать не будет и не будет перемещать даже на один час.
Хвост обрубили, игра была сделана.
Теперь надо вернуть из Истринского района Одигитрию.
Михаил Золотоносов