Москвич Дейнека против ленинградца Самохвалова. Социальный оптимизм в футболках и без

Два советских художника, родившихся под занавес XIX века, почти ровесники — Самохвалов был на 5 лет старше Дейнеки, нашли внутри реализма свои ниши. И ради рассматривания этих ниш стоит пойти на выставку «Дейнека/Самохвалов» в Манеже.

 

Самохвалов начинал в Академии художеств у Петрова-Водкина, входил в ленинградскую группу «Круг художников». Остался в истории эталоном советского романтизма, изображавшим физически развитых половозрелых девушек в футболках и без оных, с отбойными молотками, напильниками и другими не дамскими аксессуарами. Их в последние годы несколько показывал Русский музей. Но — новое свидание снова радует. От «Кондукторши» просто не оторваться.

  • А.Самохвалов. Кондукторша. 1928

 

Дейнека окончил московский ВХУТЕМАС у Фаворского, был основателем ОСТ (Общество станковистов), прочно занял неформальное место главного советского фигуративного экспрессиониста. Достаточно назвать «Сбитого аса», «Оборону Петрограда». Очень хорош «Шахтер» (1925) из американского частного собрания. А «Женский портрет» 1920-х годов не уступит Отто Диксу и другим классикам экспрессионизма. Не случайно, этот портрет — символ Курской картинной галереи. Естественно, носящей имя Дейнеки.

  • А.Дейнека. Женский портрет. 1920-35

 

Девушки Дейнеки сбиты крепче, выглядят спортивнее. Хотя здесь у Дейнеки, скорее, про здоровый дух, чем про тренированное тело.

  • А.Дейнека. Утренняя зарядка. 1932

  • А.Самохвалов. Работница, засучивающая рукава (Комсомолка). 1929

 

Вернисажу в Манеже предшествовала мини-конференция «Советское искусство — взгляд из будущего», где много говорилось о том, что большевистская власть не оставила выбора Дейнеке и Самохвалову, двум талантливым художникам (да и многим другим  творческим людям). Либо ты служишь режиму, — либо… Сами знаете лучше меня, как заметил для русской аудитории куратор из Центра Помпиду Николя Люччи-Гутников.

Эта позиция про отсутствие выбора представляется сильным упрощением. Сын курского железнодорожного служащего Дейнека и сын бежецкого мелкого торговца Самохвалов прекрасно понимали какой стремительный и высокий социальный лифт обеспечил им 1917 год. Даже при том, что Самохвалов начинал еще до революции. А Дейнека просто был направлен во ВХУТЕМАС из армии как успешный дизайнер агитпоездов.

Наверняка, они были искренне убеждены в правильности провозглашенных тогда лозунгов. Иначе трудно представить себя как работал бы Самохвалов над панно «Советская физкультура» для ЭКСПО-1937 в Париже. Там он оказался конгениален авторам павильона — архитектору Борису Иофану и скульптору Вере Мухиной.

  • А.Самохвалов. Советская физкультура. 1937

  • А.Дейнека. На женском собрании. 1937

 

И что интересно, когда наступили послевоенные вегетарианские времена, оба художника завяли. Да, им было больше шестидесяти, но сюжеты «Юный конструктор» у Дейнеки (красотка у кульмана) и особенно вымученная «Апассионата (Строители коммунизма)» Самохвалова с лохматым взъерошенным пианистом, во время обеденного перерыва на заводе мучающим рояль 23-й фортепианной сонатой Людвига ван Бетховена (хорошо, что тот давно умер и не  знает про такие  концерты) показывают: эти сюжеты были им неинтересны.

  • А.Самохвалов. Апассионата (Строители коммунизма). 1967

  • А.Дейнека. Юный конструктор. 1966

 

Оба художника остались в 1920-1930-х годах, времени социального оптимизма. Если не для всей страны, то для них — точно.

Вадим Шувалов

На заставке: А.Самохвалов. Спартаковка. 1928

 

 

Еще несколько работ для сравнения:

 

  • А.Дейнека. Оборона Петрограда. 1928

  • А. Самохвалов. С.М.Киров принимает парад физкультурников. 1935

  • А.Самохвалов. После бани. 1927

  • А.Дейнека. На балконе. 1931

  • А.Самохвалов. Девушка в футболке. 1930

  • А.Дейнека. Портрет девушки с книгой. 1934

  • А.Самохвалов. После кросса. 1935

  • А.Дейнека. Натурщица. 1936

  • А.Самохвалов. Вузовка. 1937

  • А.Дейнека. Сбитый ас. 1943