Новые станции метро. Что хорошо, что плохо, где течет

Обзор трех новых станций Фрунзенского радиуса через полтора месяца после открытия

 

Уже  больше месяца принимают пассажиров три новые станции фиолетовой линии метрополитена. Томительное ожидание жители испытывали с прошлого года, когда открытие не раз переносили и в итоге перенесли на сентябрь 2019-го. В начале сентября — перед выборами — Александр Беглов (на тот момент – врио) станции  торжественно открыл, но они так и не начали работать. Но через месяц всё-таки заработали.

 

Шушары

Начнем обзор с конечной станции «Шушары», которая расположилась южнее КАДа. Планировалось, что станцией смогут пользоваться жители Колпино и других поселений, однако большинство поездов на станцию «Шушары» приходят пустыми. Вестибюль «Шушар», несмотря на примитивное исполнение, порадовал хотя бы какой-то оригинальностью в сравнении с вестибюлями двух других станций. Центральный вход напоминает простой дизайн павильонов 1970-х годов. Правда, с простотой у «Шушар» всё отлично, а вот со вкусом есть ряд проблем. Отделка под камень в  сочетании с темной полоской плитки, сделанной под мрамор, неожиданно переходит в вентилируемый фасад, так любимый за  дешевизну многими малыми предпринимателями, поновляющими свои ларьки.

  • Вестибюль станции «Шушары»

 

Голубые оконные рамы тоже выглядят не очень удачно – в паре с дешевым отделочным материалом они «принижают» здание в глазах наблюдателя.

Внутри станция выполнена гораздо приятнее: сверху тянутся металлические конструкции, окрашенные в фиолетовый цвет. А из за светлой плитки, которой облицованы и потолок, и пол, а также большого количества окон станция вышла светлой и смотрится аккуратной. Стоит обратить внимание на общую опрятность и более высокое качество работ, чем на двух других станциях.

Но всё же метро – в первую очередь, не архитектурное, а техническое сооружение. Насколько пригодна станция для повседневного использования — отдельный вопрос. В практике городского строительства в европейских странах за основу взят принцип «доступной среды». Разговоры о доступности среды и мобильности людей с ограниченными возможностями иногда начинаются и у нас, но результатов, по крайней мере, на примере новой станции метро, мы не видим.

Основной вход сделан на одном уровне с асфальтом, и, казалось бы, проектировщики подумали о доступности станции.  Но сразу за дверьми вошедшего ждет весьма высокая лестница, ведущая на переход, по которому придется преодолевать железнодорожные пути.

К слову, прошедший эту дистанцию будет вознагражден видом из огромных размеров окна на колючую проволоку и ТЭЦ. Остальные входы и выходы и вовсе сделаны не в один уровень с землей, а приподняты.

  • Один из выходов станции «Шушары»

  • Станция с видом

  • Это вид на ТЭЦ и колючую проволоку

 

Термин «доступная среда» относится не только к инвалидам или пожилым людям, которым непросто преодолевать урбанистические недочеты в виде ступенек и поребриков. Городская среда должна быть доступной для мамы с коляской, для человека с большой сумкой, в конце концов, любой человек после рабочего дня вряд ли хочет гулять вверх-вниз по бесконечным ступенькам.

В дождливом северном климате лишние ступеньки повышают травмоопасность: гололед зимой, дожди и грязь весной и осенью будут покрывать ступеньки, делая их скользкими.

Стоит отметить, что на станции установлены лифты, но сами по себе они не работают. То есть, если человек не имеет возможности спуститься или подняться самостоятельно, ему придется искать сотрудника метрополитена, чтобы тот включил лифт, — включится он или нет, можно только догадываться.

 

  • Лестница, которая начинается сразу после турникетов

  • Переход над железнодорожными путями

 

Проспект Славы

Следующая станция — Проспект Славы – расположилась на пересечении одноименного проспекта с Бухарестской улицей. Еще два выхода расположены ближе к Альпийскому переулку. Внешнее оформление вестибюлей сильно проигрывает даже «Шушарам». Все четыре вестибюля представляют одинаковые конструкции из стального каркаса, в который вставлены окна. Крыша сделана из листа очень бюджетного кровельного материала, напоминающим тот, из которого строители делают забор, огораживающий стройку. В социальных сетях жители и вовсе сравнивали новые вестибюли с ларьками с шавермой .

  • Вестибюль станции «Проспект Славы» на перекрестке Бухарестской улицы и Проспекта славы

 

Правда, о доступной среде проектировщики этой станции подумали лучше. Перед вестибюлями есть пологий пандус, ведущий к широкой автоматической двери. (Одна из них уже была разбита). Однако впечатление сильно портит качество работ. Даже  чувство негодования охватывает, когда обходишь вестибюли сбоку: в некоторых местах на стыке асфальта и стен зияют гигантские щели, и поэтому кажется, что вестибюль пытается оторваться от земли.

За дверьми вошедшего ожидает внушительных размеров лестница, продублированная пологим эскалатором. Благодаря этому попасть на станцию «Проспект Славы» проще, чем на «Шушары».

  • Эскалатор, который ведет от вестибюля к турникетам и входу на станцию

  • Автоматическая дверь для людей, передвигающихся на инвалидной коляске

  • Один из вестибюлей, который из-за щелей кажется оторванным от земли

 В то же время посоревноваться с «Шушарами» по качеству отделки «Проспект Славы» вряд ли сможет. И дело тут даже не в труде отделочников — плитка положена неидеально, но достаточно ровно, чтобы не раздражать глаза и не грозить упасть на голову. Но многие стены покрыты разводами: судя по всему, станцию постоянно затапливает. В некоторых местах ощущается болотный запах.

  • Пятна от воды на стенах

 

Северный вход на станцию обыгрывает название парка «Интернационалистов», который находится рядом. Над эскалатором выполнена мозаика, с изображением боевой машины пехоты и прочей боевой техники. На монохромной мозаике, практически как в фильме «Броненосец Потёмкин», алеют красные флаги. Однако, надпись на знамени обрывается в том месте, где, судя по всему, должно быть слово “социалистическую”. На другом флаге написано «слава ВДВ», что показалось странным — десантные войска играли важную роль в афганской войне, но в Афганистане воевали не только они. В целом, однако, художественное исполнение мозаики острого раздражения не вызывает.

Смущает другое: такое историческое событие, как  война в Афганистане, имеет полярные отражения в социальной и культурной памяти. Воины-интернационалисты могут ассоциироваться и с героями, исполнявшими свой долг. И с людьми, ставшими жертвами политики собственного государства. И с гражданами, совершавшими военные преступления. Даже официальная позиция государства менялась в различные периоды, а потому изображение воинов-афганцев, пропитанное героическим пафосом, в месте, где проходят люди разных взглядов, на мой взгляд, далеко не самое удачное решение.

  • Мозаики на станции «Проспект Славы»

 

Для сравнения посмотрим на Южный вход, посвященный пожарным (рядом есть ещё один парк – Героев-пожарных). Их изображение, с моей точки зрения, споров и неприятия вызвать не может: пожарные рискуют жизнью даже чаще, чем военные, а их героизму уделено совсем мало внимания в культуре. Кроме того, вряд ли есть люди, оценивающие деятельность пожарных негативно. Исполнение вышло удачное: издали пожарные похожи на древнерусских воинов из-за шлемов, которые на них надеты.

  • Пожарная мозаика

 

Помимо мозаики, на станции есть выставка пожарной техники, и стена, оформленная фотографиями пожарных и спасателей разных эпох: от имперской России и до современности, что снова скрашивает общее впечатление от несколько убогой станции.

  • Стена с фотографиями

  • Выставка военной техники на станции «Проспект Славы»

 

Оценка платформы будет совсем уж субъективной, но при заявленном пафосе станции, она смотрится крайне скромно и куце.  Лично мне хотелось бы увидеть отделку в стиле первых станций метро на красной ветке, которые по богатству оформления могли бы посоревноваться с дореволюционными дворцами. На «Проспекте Славы» же мы видим какие-то пестрые полосы, идущие вдоль стен. Сделаны они, вероятно, из пластика. Все изображения на них – абсолютно плоские, рельефов на станции нет. В итоге оформление не выглядит ни богато пафосным, ни минималисски  брутальным. Вряд ли вам захочется лишний раз задерживаться на платформе, чтобы поразглядывать её убранство.

 

  • Убранство станции «Проспект Славы»

 

Дунайская

Из трех новоиспеченных станций «Дунайская» разочаровывает сильнее всех. Станция расположилась на пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы, на окраине небольшого парка. Четыре вестибюля: два южных и два северных. С каждой стороны – крытый вестибюль, который ничем не отличается от тех, что мы видели на проспекте Славы, кроме разве того, что они более уверенно стоят на земле. Другие два выхода — открытые.

Из плюсов я бы отметил то, что постройки сделаны минималистично и выгодно смотрятся в пространстве парка. Но положительный визуальный эффект полностью исчезает после попытки использования этих входов. Дождливая погода делает из открытых выходов огромную ливневую канализацию, куда текут грязь и вода. С началом заморозков лестница покроется коркой льда, и эти выходы, скорее всего, станут и вовсе необитаемыми. К тому же длина лестницы неприятно удивляет: она уходит на несколько пролетов вниз. А если смотреть снизу, то видищь только бесконечные грязные ступеньки и кусок серого неба.

  • Открытый вход на станцию «Дунайская»

  • Лестница открытого выхода

  • Северный крытый вестибюль станции «Дунайская»

 

Попытка найти эскалатор уже в крытых вестибюлях завершилась частичным успехом: эскалатор был, но не работал. К слову, за всё время работы станции, его так и не включили. И хотя вход в вестибюль был рассчитан на людей на колясках, дальше они вряд ли продвинутся. Лестница на станции, вероятно, самая длинная во всей петербургской подземке. Пройтись по такому спуску или подъёму с рюкзаком будет тяжело и человеку средних лет, как станцией пользоваться пожилым людям — не совсем понятно.

Когда человек преодолевает лестницу и выходит наружу, ему открывается вид на церковь. Могу предположить, что создатели станции хотели, чтобы пассажиры каждый день совершали своё восхождение на Голгофу.

  • Лестница в крытых вестибюлях

 

Уровень работ на станции виден практически сразу, когда входящий обнаруживает под своими ногами деревянные бруски. Плитка на колоннах и полу положена небрежно, строители даже не старались выровнять стыки. Синяя отделка потолка — один в один материал, из которого делают строительные вагончики. К тому же все стыки и грани крайне неаккуратны.

Расположение колон неприятно удивляет, потому что они находятся прямо перед входом и выходом с платформы, и людям постоянно приходится их огибать.

 

Пространство вокруг эскалаторов продолжает линию небрежной отделки. Также некоторые стены вместо плитки обшиты чем-то, напоминающим ДСП.

Мозаика над эскалатором вызывает эстетическое отторжение. Может показаться, что художники специально выбрали такой стиль, но приклеенные кое-как кусочки мозаики говорят, что это всего лишь некачественная работа.

  • Мозаика на станции «Дунайская»

 

Платформа выполнена эффектно: пути следования разделены стеной, в которой находятся проемы. В некоторых из них сделаны витражи с изображением городов, стоящих на Дунае. А в пустые проемы видно проезжающие синие поезда, которые похожи на потоки воды.

Но отличная задумка испорчена качеством исполнения. Снова повсюду неровная плитка, неровные стыки и края. Даже железнодорожное полотно выглядит неприятно. Можно сравнить поблескивающие на свету рельсы на станции «Шушары» и ржавые и грязные рельсы здесь. Станция, как и «Проспект Славы», сильно страдает от протечек, а, возможно, что и сильнее: в желобе между рельсов постоянно скапливается вода, а на полу в разных местах лежат мокрые тряпки.

  • Следы от протечек на станции «Дунайская»

 

Функционально станция также имеет много недостатков. Человек, спустившийся по уже упоминавшейся лестнице, оказывается в пространстве, где есть четыре коротких эскалатора. Поскольку пути разделены, вы не можете выйти из вагона и пересесть на поезд в другом направлении. Вам нужно подняться, перейти к другому эскалатору и спуститься вниз. В результате возникает путаница. Люди либо случайно идут к направлению на «Шушары», либо к эскалатору, который движется от платформы наверх.

На станции есть лифты. Они не работают, но в любом случае подняться на них возможно только до турникетов. Дальше вас будет ожидать уже знакомая нам лестница.

  • Лифт на станции «Дунайская»

 

Итоги

В новых станциях множество недочетов. Это и эстетические огрехи, и  низкое качество работ. Но если на вкус и цвет товарищей нет, то станции, разваливающиеся через месяц после открытия, вряд ли порадуют граждан.

Кроме качества исполнения, пугает и сама задумка. Советскому метро было простительно не предлагать пассажирам альтернатив, кроме высоких лестниц. В то время в мире никто не задумывался о доступности городской среды. Сейчас у нас есть опыт многих стран, которые делают городской транспорт удобным для людей любого возраста и любых физических способностей. Переделать улицы и входы в дома и магазины ещё можно, а вот переделать станцию метро будет гораздо сложнее, поэтому новое трио станций (особенно «Шушары» и «Дунайская») ещё долго будет удивлять пассажиров своими непродуманностью и неудобством.

Денис Варламов

Фото Дина Хамзина