Одна причина посмотреть на кинетическое искусство в Манеже

Этот проект посвящен мечте, редкому гостю в наше прагматично-циничное время. А в начале 1960-х после гагаринского полета многим казалось, что счастье не за горами. Несколько молодых московских художников объединились в группу «Движение». Ее лидерами стали Лев Нусберг и Вячеслав Колечук. «Русские кинеты», как они себя называли, намеревались создать не только новую ноосферу, но и с помощью своих двигающихся, светящихся, звучащих объектов, формировать человека нового справедливого общества.

  • Владимир Мартиросов. Волна

 

Они шли по стопам (иногда почти буквально) классиков русского авангарда – Малевича, Эль Лисицкого, Чернихова, архитекторов Леонидова, Ладовского, Крутикова.

Поначалу советская власть благоволила  кинетам. Им разрешали устанавливать свои объекты в парках и других общественных пространствах. В 1967 году группа «Движение» создала к 50-летию Октябрьской революции праздничное оформление Университетской набережной в Ленинграде. Современники тех событий до сих пор вспоминают, насколько объекты «Физика» и «Химия» отличались от привычного и набившего оскомину кумачевого дизайна.

  • Праздничное оформление Ленинграда  к 50-летию Октября  

 

Но роман кинетов с победившим социализмом продолжался совсем недолго. Еще меньше, чем у авангардистов с большевиками. Группа «Движение» быстро распалась, ее участники выстраивали индивидуальные стратегии, иногда выставлялись в скромных залах академических институтов.

Перестройка заново открыла этих художников, но эпоха нового энтузиазма была короче, чем хрущевская оттепель. Впрочем, отныне кинеты заняли подобающее им место в истории искусства. Со всеми плюсами и минусами архивного статуса.

В Петербурге о них, конечно, знают. Но выставлялось кинетическое искусство в малых дозах и редко. И вот теперь в Манеже полноценный показ «кинетов» с предтечами и последователями. Всего 400 произведений 80 художников из музеев и частных собраний на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России».

  • Рядом с “Венерой” Александра Лабаса

Из хитов – «Пересечения» Вячеслава Колейчука, это светостереографика: художник резал линии на металлическом диске с таким расчетом, что при вращении диска и правильно выбранном угле его освещения создается иллюзия, что на диске помещены реальные предметы. Интересная реконструкция огромной скульптуры «Венера» (1930) Александра Лабаса со светящимся торсом и канцелярской лампой в руке.

Специально для выставки отреставрировано «Цветомузыкальное панно» ленинградского и петербургского художника Августа Ланина. Оно питается от проигрывателя «Юность», который крутит виниловую пластинку Чарли Паркера.

В 1919 году Велимир Хлебников заявил: «Я утверждаю всю убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ». Через полвека его последователи – Волгин, Григорьев, Колейчук создали визуальные образы хлебниковской уверенности в сходстве большой Вселенной и одного атома.

Вадим Шувалов

Фото на заставке: Вячеслав Колейчук. Пересечения

 

  • Александр Григорьев. Кинетическая композиция