Одна причина посмотреть на «Сборщиков податей» во Дворце Меншикова

Во Дворце Меншикова Эрмитаж открыл выставку одной своей картины, реставрация которой недавно завершена в музее. Она была куплена Екатериной II в составе знаменитой английской коллекции сэра Роберта Уолпола.

При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса под названием «Менялы». Затем стала считаться продуктом мастерской Массейса. Наконец, в XX веке ее автором назвали другого нидерландского художника – Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Известно всего около десятка его картин, причем с автографами всего две.

Об этом художнике вообще мало что известно, город Роймерсвале, откуда он родом, к середине XVII века был поглощен морем. Возможно, тогда погибли документы, которые могли бы что-то рассказать.

Любопытно, что в первом (рукописном) каталоге Эрмитажа, составленном Эрнестом Иоганном фон Минихом, он заметил: картина «Менялы» такая же, как «Меняла и его жена». Тогда обе считались произведениями Массейса, теперь – Роймерсвале. На последней изображены мужчина и женщина. Менялы — два мужчины. Что имел в виду Миних, остается загадкой.

Сейчас картина «Менялы» носит другое название – «Сборщики податей». Исследователи обратили внимание на «амбарную книгу», которую заполняет персонаж слева. Это нидерландская средневековая скоропись, пока полностью не расшифрованная, но из записей следует, что мужчина фиксирует поступления налоговых платежей от разных лиц. Эти средства собирались с горожан и передавались графу, который контролировал определенную территорию.

И тогда становится понятным ироничный смысл картины. Один мужик дотошно заполняет книгу, другой, хищно глядя на зрителя, указывает пальцем на строчки. В общем, два кровопийца вытягивают последние соки из горожан. Оба одеты богато, но головные уборы выдают моду XV века, а действие происходит в середине XVI–го. За спинами персонажей изображена погасшая свеча – в нидерландской живописи того времени это символ потери веры. Впрочем, другой символ – приоткрытая дверь – надежда на спасение души. Сборщиков податей, разумеется.

До реставрации открытая дверь не читалась под потемневшим лаком. Картине не повезло. Во время войны она находилась в эвакуации в Свердловске. Лежала в ящике, в который попала вода. Но обнаружили протечку только в 1946 году, когда картина вернулась в Ленинград. Тогда ее оперативно спасали, но следы повреждений сохранялись до недавнего времени.

Летом (если не помешает вирус) «Сборщики податей» поедут на выставку в Музей Прадо.

Вадим Шувалов

«Город 812» благодарит куратора выставки Николая Зыкова за предоставленные пояснения