Одна причина посмотреть он-лайн на искусство Южной Кореи в Эрмитаже

Важнейший проект Эрмитажа 2020 года. Пауза была велика. Эрмитажная серия показов молодого современного искусства началась в 2007 году «Америкой сегодня» и продолжилась выставкой «Новояз. Британское искусство сейчас» в 2009-м.

За следующие десять лет было много выставок современных классиков – Виола, Гормли, Фабр… Но универсальный музей, каковым является Эрмитаж, на то и универсальный, что показывает все и обо всем. Он ищет дорогу и к такому зрителю, которого больше интересует происходящее «там и сейчас». То, что еще не забронзовело. Может и вообще не попадет на скрижали истории искусства. Да и будет ли эта история создаваться, еще большой вопрос, когда мы живем в эпоху пост-истории.

Когда выставку «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи» готовили, ничто не предвещало проблем с вирусами. Когда ее привезли, то все экспонаты продезинфицировали. И было ясно, что художники не приедут. Пока шел монтаж, Эрмитаж закрыли для посещения публикой. Музей принял решение проект реализовать, демонстрировать его он-лайн и отснять всю архитектуру выставки для каталога, который изначально планировался к изданию после показов «Романтики и усердия» в Лондоне и Сеуле. В Эрмитаже» выставка находится по 10 мая.

Шестнадцать южнокорейских художников отобраны с очевидным желанием создать по максимуму разнообразную картину. Большинство из нас ничего не знает о традиционной корейской культуре, поэтому тема ее влияния на современного человека только обозначена. Например, в видео «Фрик-шоу» Чжонхо Ок, где цирковой фокус с распиливанием человека, оканчивается тем, что две «половинки» помещаются на берег реки. Одна вертит головой, другая шевелит пальцами ног.

Или в рисунке на ткани Дувона «Буддомобиль, преследующий ничто». Или в огромном объекте «Йонгсо» Пэк Чжонги с многочисленными драконами – хранителями водной стихии.

 

В то же время для всех, живущих в обществе потребления, понятен объект Ынхи Ким «Приятного аппетита» в виде большого гамбургера, сложенного из старого тряпья.

 

 

Или объект Вон Ву Ли «Какая романтика вокруг». Перед окном крутится белый щит, на котором эта фраза (как рекламный слоган) нарисована спреем на корейском и английском языках. Попробуйте не поверить, что пейзаж за окном действительно романтичен. Или «Культ красоты» Даин Пак – святилище, сложенное из помады, баночек с лаком для ногтей, кремов и прочей косметики.

Особое место в проекте занимает серия Сэгён Ли «Волос на тарелке». Она берет мейсенские фарфоровые изделия-заготовки, так называемое «белье» и выкладывает на них тонкий рисунок из предварительно окрашенных собственных волос. Затем рисунок покрывает слоем лака, что создает полную иллюзию подглазурной росписи. Простым глазом невозможно отличить от мейсенского фарфора. И только на одной тарелке, Ли оставляет рисунок незаконченным, позволяя волосам свободно струится по поверхности фарфора.

 

Онлайн-экскурсии по выставке «Романтика и усердие. Современное искусство Южной Кореи» можно посмотреть здесь.

 

Выбор куратора

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа:

— Квантэк Пак в объекте «Швейцар» восхитил меня невероятной простотой своей идеи: лист бумаги формата А4 он прикрепил к стене за углы по нижней узкой стороне. На листе черным маркером нарисовал голову — с одной стороны лицо, с другой затылок. Если вентилятор дает снизу потока воздуха, то бумага прижимается к стене, демонстрируя лицо. При паузе на вентиляторе лист опускается — персонаж кланяется. И так до бесконечности.

 

Вадим Шувалов

На заставке к тексту — «Швейцар» (лицевая сторона).