Петербургским школам велели работать в субботу и воскресенье

Врио губернатора Петербурга Александр Беглов почти совершил революцию в системе среднего образования. Он распорядился, чтобы городские школы работали семь дней в неделю – то есть без выходных.  Чем это грозит детям и самим школам? – разбирался «Город 812».

Может, всех на семидневку?

Громкое заявление Александра Беглова  опубликовано в официальном издании правительства города «Петербургский дневник».

«”Очень важно, чтобы все школы были задействованы в субботу и в воскресенье. Должны работать факультативы по разным предметам, а также бассейны. Родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок с пользой проводил время. Например, изучая географию или английский язык дополнительно. Отмечу, что приводить детей в выходные в учебное заведение можно будет исключительно по желанию родителей”, – сказал Александр Беглов. Действующий глава Петербурга подчеркнул, что все соответствующие распоряжение даны, работа идет. Школы начнут работать без выходных в скором времени», – пишет издание.

Врио губернатора сделал свое заявление буквально  на ходу – во время рабочего объезда одного из районов города. Но оно сразу вызвало шквал обсуждений в соцсетях и на форумах. На сайте петербургских родителей Littleone многие мамы встревожены предстоящими переменами. Делятся опасениями друг с другом. Большинство воспринимают новшество негативно. Вот их аргументы.

– Всё хорошо, когда добровольно. Но, зная нашу систему, я в добровольность не верю. Сначала натыкают факультативов, потом вдруг окажется, что дети их не хотят посещать, и начнутся «приводы».

–У нас до сих пор внеурочка обязательна. Попробуй не прийти: и справки приносили, и заявление писали! Я даже в комитет звонила, там ответили, что я радоваться должна, потому что у ребенка есть возможность учить второй язык! Не удивлюсь, если и посещение по выходным сделают добровольно-принудительными.

– В нашей школе почти всю внеурочку ведут школьные учителя. Даже если занятие платное, то в зарплату педагога ничего не попадает. Все идет в фонд школы. Бедные учителя!

– Лишний день работы школы – это лишний день работы охраны, уборщиц, расходы на ЖКХ. На это выделят деньги, ставки, кадры?

– На уборку снега денег нет, а на воскресные школы найдут? Не смешите меня. Заставят учителей работать. За бесплатно. В субботу – субботник. В воскресенье – воскресник.

– В Москве везде пятитидневка!

– Дети перегружены. При семидневке забудут, как выглядят родители. Тогда уж – возродим интернаты!

– Может, вообще всех на семидневочку, а?

Есть родители, которым идея семидневного использования школ пришлась по душе.

– Воскресенье – день допобразования, чем плохо-то?

– Если факультативом в воскресенье будет подготовка к ОГЭ-ЕГЭ – вообще здорово! Все равно придется дополнительно заниматься – на курсах или с репетитором.

– В нормальных школах часть факультативов ведут не учителя. В соседней школе адаптивную гимнастику ведет врач. У нас был факультатив китайского языка. Если у кого-то в школе дебильное руководство, которое не может придумать интересных кружков, это не значит, что так везде!

– Наша школа давно работает 7 дней в неделю. В воскресенье действуют спортивные секции на базе спортивных залов и стадиона (лыжи, баскетбол, бег, игровые и т.п) и иностранные языки. Все довольны!

 

Беглова не так поняли

В Комитете по образованию, куда «Город 812» обратился за комментариями,  от затронутой темы, похоже, занервничали. Кажется, чиновники сами не очень понимают, что происходит. На словах они объясняют, что Александра Беглова  неправильно поняли.  Он имел в виду школы в новостройках, где нет социально-культурной инфраструктуры. Эти новые школы, по его мнению, должны в выходные дни оказывать услуги дополнительного образования местным жителям. В комитете уверяют, что ничего принципиально нового временный губернатор не предложил. Потому что в Петербурге и так большинство школ имеют специальные отделения допобразования, которые открыты в субботу и воскресенье.

«В школах Санкт-Петербурга работают 452 отделения дополнительного образования. При создании этих отделений особое внимание уделяется районам новостроек, так как одной из задач  является максимальное приближение дополнительных образовательных услуг к месту жительства ребенка. Территориальная доступность, а также тот факт, что большинство программ для детей реализуются на бюджетной основе, позволяют школам с отделениями дополнительного образования стать полноценными социокультурными центрами. Новые школы  строятся с бассейнами, отличными спортивными залами и стадионами, актовыми залами с современным оборудованием – эта инфраструктура и должна использоваться максимально. При формировании графика работы отделений дополнительного образования учитываются, в первую очередь, потребности детей и пожелания родителей», – говорится в ответе Комитета по образованию.

На вопрос об источниках финансирования новых отделений чиновники ничего не сообщили. Не смогли они также объяснить, какие конкретно распоряжения получили от врио губернатора для воплощения его инициативы в жизнь.

В ближайших планах у комитета – организовать «мониторинг потребности в работе отделений по выходным дням» совместно с администрациями районов.

– По результатам этого мониторинга будут приниматься организационные решения, – сказали в комитете.

 

Школы замучены и недоплачены

По мнению экспертов, инициатива с семидневкой может обернуться как плюсом, так и минусом для системы образования.  По словам заведующего лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Петербурге, профессора Даниила Александрова, огромное значение для ребенка имеют внеклассные занятия, которые он выбирает сам.

– Школы и учителя замучены и недоплачены, поэтому, если эта инициатива не будет поддержана дополнительными средствами, то она, безусловно, принесет школам неприятности. Если дополнительное финансирование выделят, то, как мне кажется, школы будут рады. На кружки можно нанимать внешних преподавателей. Во многих новых районах школы являются образовательным и культурным центром, особенно на окраинах, где нет ничего. Есть микрорайоны, где из всех развлечений –  только пьяные подрались. Мы в свое время провели большое исследование по внешкольной занятости. И мы знаем, какое большое значение для ребенка имеют внеклассные занятия, в частности потому, что он выбирает их сам. Особенно велико это влияние среди социально неблагополучных детей.  Посещение кружков дает им большой скачок в самооценке, они начинают лучше учиться. Даже спортивные занятия помогают улучшить отметки, например, по математике! Поэтому в первую очередь нужно вливать средства во внешкольное образование в бедных и неблагополучных районах.  Городу это вернется сторицей. Очень хорошо, если деньги выделят целевым образом. Занятия для детей, конечно, должны быть бесплатными. В противном случае получится, что мы отсекаем самую бедную часть населения, с которой как раз надо работать, – считает профессор Александров.

Обладатель звания «Лучший учитель России», петербургский педагог Дмитрий Гущин к идее семидневки относится скептически.

– Хотя бы раз в неделю и детям и учителям хорошо бы не в школу ходить, а проводить время с семьей, – говорит он.

Родительская общественность пока не очень верит в благополучный исход затеи, но надеется на лучшее.

– Одна надежда, что финансовый год сверстан и лишних денег у города нет. Поговорят и отстанут, – выразил общее мнение один из родителей на сайте Littleone.

Елена Роткевич