Почему же не сделать Невский проспект пешеходным хотя бы по выходным?

Почему бы не сделать Невский проспект пешеходным – хотя бы по выходным? Эта идея запала в душу многих горожан после того, как во время ремонта Невский на несколько дней превратился в общедоступное пространство. Городские власти такую же задумку анонсировали четыре года назад. Почему Невский не сделали пешеходным тогда? И можно ли сделать сейчас?

Этой весной Невский – от Дворцового моста до площади Восстания – ремонтировали перед чемпионатом мира по футболу. В те дни, когда свежий асфальт уже был уложен, а движение транспорта еще не было открыто, проспект превращался в самое больше в городе общественное пространство. Дети рисовали на асфальте, катались на самокатах, выступали музыканты и фокусники, кто-то даже устраивал пикники. Праздник образовался стихийно, без команды сверху, и стал из-за этого более веселым.

Всем это так понравилось, что появилась масса предложений отдать Невский горожанам хотя бы по выходным и хотя бы летом.

 

Почему не получилось в 2014-м

Точно такая же идея – делать Невский пешеходным регулярно, скажем, раз в неделю в течение трех летних месяцев – активно обсуждалась в 2013 году. К лету 2014 года замысел получил четкие очертания: предлагалось объявить пешеходной сначала зону от Фонтанки до Дворцового моста.

Основными идеологами пешеходного Невского выступали активисты движения «Красивый Петербург». Проект поддерживал тогдашний глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов. В 2014 году он говорил «Городу 812»:

«Я думаю, что наш город достоин того, чтобы по нему можно было просто пройтись пешком, а не увертываться от транспорта. И я думаю, что хорошо было бы иметь такую возможность в районе Золотого треугольника – между Исаакиевской, Дворцовой площадями и площадью Искусств. Плюс я бы взял еще и Английскую набережную. И мы ничего бы не потеряли, если хотя бы в выходные ограничили в этой зоне движение транспорта.

Для машин есть объезды. Кроме того, как сказал нам гуру в области транспорта и урбанистики Вукан Вучик, самое главное – это принять решение. А куда транспортные потоки пойдут? Они сами рассосутся, отвечает Вучик.

Я не хочу сказать, что нужно это сделать сразу и навсегда, нужно идти шагами. Что-то приживется, что-то нет, но мне кажется, что восприятие Петербурга пешком оставляет совершенно незабываемые впечатления».

Но проект ни в 2014 году, ни позже реализован не был. И даже минималистичный вариант – закрытие Невского проспекта на один день в июне, июле и августе – поддержки не нашел. Красимир Врански, лидер «Красивого Петербурга», рассказал «Городу 812», как это ему объяснили:

«Нам пришел ответ от Комитета по транспорту: 7–10 причин, по которым это нельзя сделать. Самая главная: общественный транспорт связывает Невский с Васильевским островом. По Невскому нам сказали, что когда в 2016 году будет введена ЗСД, закрывать Невский в выходной летом, может быть, будет возможно. Но надо делать моделирование транспортных потоков».

Однако, по информации «Города 812», никто это моделирование не проводил. Идею похоронили, несмотря на то что ЗСД давно открыт, а у Горэлектротранса появились троллейбусы с увеличенным автономным ходом, способные объехать Невский.

 

Власти – против

Сейчас Анатолий Котов – специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития. Мы поговорили с ним об идее четырехлетней давности: почему тогда проект пешеходного Невского казался легко осуществимым, а теперь о нем и не вспоминают.

– Любая идея должна быть объективно обусловлена, – отметил Анатолий Котов. – Аргументы «за» известны: из Невского правда получается хорошая прогулочная магистраль, поток туристов постоянно рос. Никто уже не спорит, что городу нужны новые общественные пространства. Но Невский? Давайте начнем внедрять все постепенно, с участка у арки Главного штаба, например.

– Что изменилось по сравнению с 2014 годом? Почему тогда было можно, а сейчас нельзя?

– Сейчас возрос транспортный поток. И я не сказал бы, что в 2014 году мы озвучивали точные сроки: так, была идея – и ничего больше. Нельзя же вот так, без Генплана, превращать главную городскую магистраль в пешеходную улицу.

– Так для эксперимента – раз в месяц и только летом.

– Рост населения, увеличение количества машин, твердые коммунальные отходы, которые надо оперативно вывозить… Бессмысленно возвращаться к этой идее, пока у нас не будет построен транспортный обход центра. Извините, но кроме активистов пешеходных зон у нас еще есть автомобилисты, и их довольно много. Есть люди, которые там, на Невском, живут. Им надо к своему дому подъехать? Надо!

– Обход центра – это Западный диаметр плюс Восточный?

– Не только. Планировалось пустить основную ось по Обводному каналу, а севернее – закольцевать. Но это сложная история, и не только в ней дело. Надо соблюдать баланс интересов. Машин огромное количество, и мы не можем их просто взять и перестать пускать. Надо сначала оптимизировать транспортные системы: не только пересадить людей на общественный транспорт, но и распределить рабочие места в сторону полицентричности.

– Но где-то у нас в городе новые пешеходные улицы могут появиться?

– Сейчас очень много работаем по Кронштадту. Невский же станет пешеходным в рамках празднования Дня города 27 мая.

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга официально сообщил «Городу 812», что  концепция «Пешеходный Невский проспект» прорабатывалась. Она предполагала сделать пешеходной часть Невского пропекта — от набережной Фонтанки до набережной Мойки — с организацией велосипедных дорожек и сохранением движения общественного транспорта. Перекрывать часть Невского хотели только по выходным и только летом.

Проработать проект — посчитать экономический и социальный эффект — поручили Комитету по организации транспортной инфраструктуры Петербурга. И в итоге от идеи пешеходного Невского окончательно отказались. Аргументы такие: 1) Невский очень важен для транспортной модели СПб, 2) для создания машистрали-дублера нет никакой возможности, 3) тротуары на Невском широкие — их и так пешеходам хватает.

 

Эксперты – за

Корреспондент «Города 812» наблюдал чудесные превращения автомобильной улицы в пешеходную и обратно на примере 5-й стрит в городе Остин, штат Техас. И выходило это в  Остине очень ловко. Во-первых, на этой улице запрещалось появляться в пьяном виде, а тем более – с напитками (покупать напитки в тамошних заведениях при этом не возбранялось). Во-вторых, днем в выходные на улице в основном развлекались дети, а ночью – взрослые. В-третьих, на ней устраивали различные акции: играли в гигантские шахматы, дети из местной школы пели и танцевали. А утром в понедельник о минувшем празднике напоминали только рисунки мелом на асфальте.

Опрошенные «Городом 812» эксперты идею перекрывать Невский для транспорта по выходным поддержали. Более того, они считают, что просто отдать кусок проспекта пешеходам –  мало.

Урбанист Михаил Климовский предлагает зазывать на пешеходный Невский представителей городских общественных движений и малого бизнеса. «Можно устраивать фестивали идей: сегодня сделать ресторанную улицу, а через неделю – бои подушками, а потом – спонтанный рынок. И рулить всем этим должны не чиновники. В общем, я бы проголосовал “за”. Хотя я бы предпочел все-таки Гороховую улицу, а Невский слишком важен для движения».

Елена Ногова, научный сотрудник Института транспортных систем, предложила для эксперимента опешеходить Дворцовую набережную.

Михаил Якимов, директор Пермского института транспорта, посоветовал петербургским властям комбинировать разные программы по использованию Невского: сегодня сделать его пешеходным, а завтра – пешеходно-транспортным (пустить автобусы и троллейбусы).

«Может случиться, что второй способ понравится людям больше, и тогда глядишь – и трамвайную линию на проспекте восстановят. Так или иначе, для любого города полезно, если люди как-то по новому взглянут на принадлежащие им территории и попробуют иначе их освоить. Я знаю, что европейские страны – Италия, Франция – это успешно делают. Правда, у них получилось так: сначала улицы закрывались только на воскресенье, а потом их сделали пешеходными все остальные дни в году. В любом случае, когда я бываю в Петербурге, мне больно видеть, что в вашем историческом центре главную магистраль используют для транзитного проезда. Люди сидят в своих машинах, смотрят прямо перед собой, вцепившись в руль. Они не видят этой красоты, что вокруг. Надо менять эту ситуацию – пусть и временно. Я же вижу, как загружены тротуары, а впереди лето: появятся туристы, откроются кафе с террасами…»

Директор Центра независимых социологических исследований Олег Паченков выразился так: это здорово, что люди созрели для пешеходных улиц и поняли, что сквозное автомобильное движение – это не главное.

«По выходным, я считаю, можно и весь Невский закрывать. Потом, если всем понравится, можно сделать, как на Бродвее, где безавтомобильный участок был сначала небольшим, а потом увеличился».

Нина Астафьева