Разрешает ли Библия есть сосиски в пост?

1 января 1484 года родился швейцарский церковный реформатор и политический деятель Ульрих Цвингли.

В Швейцарии жили два видных церковных реформатора: всем известный Кальвин и гораздо менее известный Цвингли. Кальвин – мрачный фанатик. А Цвингли – фанатик, но веселый. Он любил музыку, шутки и женский пол.

Цвингли учился в школах и университетах. Там он и заразился вольнодумством, которое довело его до ереси. Но сначала он стал приходским священником в селении Гларус.

А швейцарцы в те времена возгордились. Их пехота считалась лучшей в Европе. Они поставляли наемников всем, кто в них нуждался. Воевали за французского короля, германского императора, римского папу – кто больше заплатит.

А платили хорошо. И швейцарцы впали в изнеженность. А изнеженность, как всегда, привела к упадку нравов.

Цвингли тоже поучаствовал в войнах. В Италии. В качестве полкового священника. Первый поход был удачным – и Цвингли всем восхищался. А второй поход оказался неудачным – и Цвингли стал говорить, что надо искоренить наемничество.

Народ его не поддержал, и он поселился в монастыре. Который процветал за счет паломничества. А Цвингли говорил, что не надо ходить в монастырь и поклоняться там чудотворным иконам. Бог, мол, везде.

По идее, его должны были выгнать из монастыря. Но не выгнали. Он сам ушел. И сделался проповедником в Цюрихе. Здесь-то Цвингли и развернулся.

Он проповедовал, что главный авторитет – это Св. Писание. И допроповедовался до возмутительной ереси.

Цвингли заявил, что запрет определенной пищи, то есть пост, не основывается на Писании. Под влиянием этого канонически ничтожного лжеучения несколько жителей Цюриха стали в пост есть сосиски. Более того, они не заплатили штраф, положенный за нарушение поста.

Их арестовали и наказали, но виноват-то был Цвингли. Который не унимался. И выдвинул новую – смелую для католичества – идею: священники имеют право вступать в брак. Тут, честно говоря, была личная заинтересованность. Священник Цвингли сам вступил в тайный брак с немолодой, но прекрасной вдовушкой.

А в это время в родной город вернулись цюрихские наемники, воевавшие в Италии за римского папу. Папа не заплатил им денег, поэтому наемники прониклись реформаторскими идеями.

Совет Цюриха назначил богословский диспут. Цвингли – по примеру Лютера – придумал тезисы. В количестве 67 штук. Теперь он уверял, что священники не могут отпускать грехи, а римский папа не первосвященник.

На диспут явились представители констанцского епископа. Но спорить отказались. Сказали, что такие вопросы может решать только Вселенский собор. И, конечно, были правы.

Но Совет Цюриха решил так: тезисы Цвингли никто не опроверг, поэтому он может продолжать свои проповеди.

Цвингли продолжил проповеди и начал реформы. Сначала цюрихские священники стали жениться. Потом в Цюрихе отменили мессу и запретили иконы. Закрыли монастыри и открыли школы.

Конечно же, ввели особые суды, следящие за нравственностью. За разврат штрафовали, а неисправимых развратников приговаривали к изгнанию или смертной казни. Вино в кабаках разрешили продавать только до 9 часов вечера.

Цвингли был радикальнее Лютера. Лютер хотел сохранить все, что не противоречит Библии. А Цвингли отвергал все, что не находит подтверждения в Библии.

Скажем, такой музыкальный инструмент, как орган, не нашел подтверждения в Библии. Поэтому Цвингли запретил органную музыку в церквях. И колокольный звон запретил.

Однако нашлись люди, которые посчитали, что Цвингли недостаточно радикален. Эти люди назвали себя анабаптистами. Цвингли вступал с ними в диспуты, но переубедить не мог. Поэтому лидеров анабаптистов утопили. Это был убедительный аргумент.

Цвинглианская ересь распространилась за пределы Цюриха. Ею заразились в Берне и Базеле. Эти города заключили союз.

А четыре лесных кантона остались верны католичеству. И тоже заключили союз. Назревала гражданская война.

Цвингли говорил, что надо напасть на католиков, иначе они сами нападут. Католики не нападали, но сожгли проповедника Кайзера. И тогда Цюрих пошел войной на лесные кантоны. Но вместо войны заключил мир.

Воинственного Цвингли мир не устраивал. Он хотел насадить свою ересь по всей Швейцарии. И требовал новой войны.

В Цюрихе хотели войны, а в союзном Берне не хотели. Там думали, что с лесными кантонами надо бороться экономическими санкциями. И ввели санкции – запретили ввозить продовольствие в лесные кантоны.

Тогда лесные кантоны напали на Цюрих. В битве при Каппеле войско Цюриха было разгромлено. Священник Цвингли не сражался, а стоял в последних рядах и воодушевлял своих солдат. Солдаты не воодушевились, а Цвингли убили.

Теперь центр реформации переместился из немецкоязычной Швейцарии во франкоязычную. А цвинглианская ересь слилась с кальвинистской.

Кальвин оказался более значительной фигурой, чем Цвингли. Потому что мрачный фанатик всегда добьется большего, чем немрачный.

Глеб Сташков