В октябре на улицах Петербурга появятся постеры с изображением царской семьи и словами из дневника императрицы. Похожие плакаты РПЦ уже развесила в Москве – чтобы донести правду о жизни царской семьи. В Московской патриархии утверждают, что проект не связан с премьерой скандального фильма «Матильда», которая запланирована на 26 октября. Для чего же тогда плакаты? – пытался понять «Город 812».
Личную жизнь царя – в массы
На московских улицах уже установлено 300 билбордов с цитатами из переписки Николая II с супругой. Цитаты стоят в самых людных местах, чтобы как можно больше народу смогли узнать о личной жизни царя и его жены.
Как сообщает официальный сайт Московской патриархии, это часть проекта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ «Николай II и Александра Федоровна. Слова о любви». Проект «направлен на утверждение семейных ценностей в российском обществе, а также призван донести до людей правдивую информацию о жизни царской семьи… Личная жизнь семьи последних Романовых остается мишенью для мифов и спекуляций. Между тем, реальная история их супружеской жизни, основанной на вере, любви и взаимоуважении, может служить образцом семейных отношений для наших современников», – утверждают в РПЦ.
При этом там отрицают связь проекта «Слова любви» с премьерой фильма Алексея Учителя «Матильда», в котором также говорится о любви Николая II, правда, к другой женщине.
«Мои усердные молитвы следуют за тобой днем и ночью. Пусть Господь хранит тебя… и приведет тебя здоровым и крепким домой. Благословляю и люблю тебя, как редко когда-либо был кто любим», – это одна из цитат с московского билборда, взятая из переписки императрицы с императором.
Аналогичные постеры скоро появятся в Екатеринбурге.
В Петербурге тоже повесят постеры, но другие. Как рассказала «Городу 812» Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникаций Петербургской митрополии, петербургский проект называется «Твой святой». В рамках этого проекта в октябре развесят плакаты с изображением царской семьи и цитатами из личного дневника Александры Федоровны. В Петербургской митрополии также отрицают связь проекта с премьерой «Матильды».
– Думаю, что нет ничего плохого в таком совпадении. Мы же отмечаем 100-летие революции в октябре-ноябре. Для церкви, напомню, это не праздник. Но эти месяцы абсолютно логичны для воспоминаний о царской семье. В 2017 году отмечается 100-летие начала подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наш проект – культурологически-просветительский. Даже если вы не являетесь человеком религиозным, он заставляет задуматься.
– О чем?
– Цитаты, которые мы выбрали, заставляют настроиться на высокий нравственный лад.
– Цель московского проекта – утверждение семейных ценностей. А ваш проект какие ценности утверждает?
– Духовные прежде всего. К сожалению, сейчас в таком контексте вопросы о царской семье обсуждаются… А мы обращаем внимание на более значимые стороны жизни и личности государя императора. На его однозначно высокие, жертвенные и трогательные отношения внутри семьи, – объясняет Наталья Родоманова.
Твой святой на фоне
Проект «Твой святой» реализуется с конца прошлого года. Ежемесячно в Петербурге появляется от 20 до 70 билбордов со святыми, чьи имена связаны с городом. Может, кто не заметил, но на билбордах уже были Александр Невский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Серафим Вырицкий, Александр Свирский, Апостол Пётр, Серафим (Чичагов) Петроградский, княгиня Елизавета Федоровна. Царская семья появлялась на постерах в мае и теперь снова возникнет в октябре и пробудет до конца года. Все святые изображаются на фоне архитектурных достопримечательностей Петербурга. Это для того, чтобы подчеркнуть их связь с городом.
По словам Натальи Родомановой, Петербургская митрополия не платит за постеры. Компания-оператор (занимающая второе место на рынке наружной рекламы в Петербурге) ежемесячно бесплатно предоставляет под плакаты РПЦ незанятые рекламные носители. Места развески плакатов меняются в зависимости от того, где образуются свободные места.
– Может быть, не очень заметны наши плакаты в городе. Понятно, что самые хорошие и активные места компания предоставляет под рекламу каких-то торговых марок. Но нам не всегда достаются медвежьи углы! Я, например, видела наши билборды на Аптекарской набережной, в районе Крюкова канала, на Приморском шоссе на выезде из города и так далее, – говорит Родоманова.
Компания, предоставляющая билборды под постеры со святыми, владеет 1200 местами для размещения рекламы в Петербурге. По словам ее представителя, для митрополии выделяются рекламные площади сверх пяти процентов, которые, согласно законодательству, фирма должна предоставлять городу под социальную рекламу.
К созданию постеров со Святыми Царственными страстотерпцами (которые развесят в октябре) рекламщики подошли с православным креативом. Как рассказали «Городу 812» в компании, октябрьский постер будет отличаться от майского (на котором тоже была царская семья). Николая II с семьей поместят на фоне другой фотографии Зимнего дворца, «где видна церковь, чтобы подчеркнуть их взаимосвязь».
Представительство нашего края перед Всевышним
У проекта «Твой святой» есть свой сайт твойсвятой.ру (латиницей). И есть свой девиз: «Выбери святого, которому посвятишь добрые дела и молитвы за себя и близких!»
Святого можно выбрать прямо на сайте. Там много полезной информации для широких слоев населения. Например, о сакральной географии Петербурга, его святой визитной карточке и пуле святых, образующих представительство Северной столицы перед Богом. Подробнее можно почитать на самом портале. Вот краткая цитата для затравки.
«Своя коллективная память и сакральная география существует у целых народов и у целых регионов, имеющих особую, региональную идентичность. Видное место в составе регионального самосознания Петербурга играют находящиеся здесь церковные святыни и память святых, чьи жизнь и подвиги проходили на землях Северо-Запада. Для петербуржцев они – земляки, свои, наши, достигшие Небесного Царства. Имя святого – это особый знак, визитная карточка края… Все вместе святые мужи и жены, преподобные и Христа ради юродивые образуют словно бы представительство нашего края перед Всевышним», – говорится на сайте.
По словам Натальи Родомановой, у Петербургской митрополии большие планы по дальнейшему православному просвещению горожан с помощью нетрадиционных для церкви методов. Это работа с молодежью в соцсетях, наружная реклама, а также фотоконкурсы, квесты по святым местам, викторины и другие игры.
– Сейчас мы в соцсетях запускаем проект, в ходе которого будут публиковаться посты с историческими фактами и фрагментами переписок, касающихся эпохи Николая II, – рассказала Наталья Родоманова.
В середине октября Петербургская митрополия подведет итоги селфи- и фотоконкурса #КрестныйХод1209. На конкурс принимались фотографии, сделанные во время общегородского крестного хода. Прислали более 1500 работ. Победителю обещают вручить большой нательный крест от православной ювелирной компании. («Город 812» уже писал о конкурсе, см. № 17.)
В ноябре Петербургская митрополия проведет квест, связанный с именами святых.
В дальнейшем петербургские священники хотели бы продолжить сотрудничество с оператором наружной рекламы, бесплатно предоставляющим места, а также готовы поучаствовать в московском проекте «Слова любви». Но пока финансирования на реализацию столичного проекта нет. Если деньги найдутся, тогда московские плакаты про любовь появятся на петербургских улицах.
Елена Роткевич