Школьникам навязывают «культурные нормативы». Кое-кому это выгодно

Идея добровольно-принудительного приобщения детей к прекрасному давно витала в умах педагогических чиновников. И вот идея превратилась в проект.  Минпросвещения совместно с Минкультуры собираются ввести «культурные нормативы для школьников».  Дети будут отчитываться о посещениях театров, музеев, мемориальных кладбищ и филармоний. В Петербурге нечто подобное пытались ввести еще в 2014 году. Но не во всех школах идею оценили. Чем грозят детям нормативы по культуре?

 

Как заставить Родину любить

На сайте Министерства просвещения говорится,  что Минпросвет и Минкульт  (на фото – министры Васильева и Мединский) начинают совместный  проект «Культурные нормативы для школьников». О добровольности нормативов речи не идет. Вот цитата с сайта.

«Каждый школьник на протяжении всего обучения должен будет посетить определенное количество театральных постановок, музеев и выставок, концертов классической музыки. Планируется, что ученики разных классов будут вести электронные или бумажные дневники о своих впечатлениях после посещения культурных мероприятий… Это именно те мероприятия, которые будут способствовать воспитанию наших детей, воспитанию эстетического чувства и любви к Родине», – написано на сайте Минпросвещения.

Несколько лет назад с похожей инициативой в Петербурге выступил Комитет по образованию. Проект назывался «Паспорт Юного Петербуржца» (ПЮП) и считался инновационным.  Как разъясняли тогда в комитете, задача ПЮПа – «углубление историко-культурного образования юных горожан, их общекультурное развитие». Дети должны были иметь «культурные» паспорта, на страницах которых появлялись бы отметки, штампики при посещении музеев, театров и т. п.

– Музейные паспорта и дневники не доставляют ребенку проблем, а наоборот… стимулируют его и родителей к пополнению «культурного опыта». Паспорт будет «инструментом» фиксации «культурного опыта». Дети, рассказывая о своем опыте, будут опираться на паспорт, рекомендовать одноклассникам музеи, театры и выставки, – придумали в Комитете по образованию.

Паспорт Юного Петербуржца не прижился. Идея ушла на федеральный уровень.

ПЮПы собирались внедрить во всех школах города в 2015 году. Но в Петербурге они не прижились. Почему  так произошло, в Комитете по образованию на запрос «Города 812» не стали отвечать. Но сообщили, что Паспорт Юного Петербуржца жив и сегодня представляет собой «портфолио ученика». Он нужен для «осмысления ребенком траектории своего личностного развития». А тем, кто лучше всех разовьет свою личность, могут дать бесплатные путевки в «Артек» или «Орленок».

– Паспорт Юного Петербуржца – дело сугубо добровольное, – заверили чиновники.

 

«Каждый выезд зафиксировать»

Почему в петербургских школах не прижился Паспорт Юного Петербуржца и понравятся ли ученикам и учителям «культурные нормативы»? По мнению  директора  лицея № 369 Константина Тхостова, загнать в культуру насильно  – «смерти подобно».

– Если мы хотим сделать ребенка культурным, то не надо награждать его какими-то паспортами, нормативами.  Если мы хотим приобщить его к музеям, театрам, библиотекам, мы сами – родители  – должны проводить время в этих замечательных местах. Потому что ребенок – лишь зеркало, которое отражает состояние общества. Говорить: «Иди в театр – станешь культурным!»,  не работает.  Нынешние дети  принципиально отличаются от нас,  они умнее нас. Их бесполезно заставлять,  с ними можно только сотрудничать. Тем более нельзя заставить через силу быть культурным. В нашем лицее Паспорт Юного Петербуржца  не прижился. Потому что мы понимаем: если превратить  даже самое прекрасное  в принудиловку, то это обернется отторжением, – говорит Константин Тхостов.

Сколько школ и сколько школьников  пользуются сегодня Паспортами Юного Петербуржца, в Комитете по образованию не ответили. «Городу 812» удалось отыскать только два таких учебных заведения. Это Академическая гимназия № 56 и школа № 621 в поселке Металлострой. В поселковой школе даже создали методичку-модель по использованию ПЮПа.

Чтобы получить Паспорт Юного Петербуржца, согласно рекомендациям школы № 621, ученик должен: посетить 3 музея из списка, принять участие в митингах и акциях, а также в «субботниках на скверах памяти». Каждый ребенок получит список достопримечательностей района, которые нужно посещать, и памятку-путеводитель, в которой отмечает свои достижения. В список мест для посещения входят: залы боевой славы, воинские захоронения, памятный знак «Броневщикам Ижорских заводов», доты, мемориальные доски Колпинского района и пр.

«Каждый участник проекта выбирает девять достопримечательностей, которые он сможет посетить в течение учебного года. Каждый выезд он должен зафиксировать (сделать фотографию, зарисовку, написать отзыв, подготовить сообщение, найти историческую справку). Отчет о проделанной работе  станет зачетной работой учащегося. Без итоговой работы Паспорт Юного Петербуржца выдаваться не будет», – говорится в методичке для учителей.

 

Нормативы через Интернет

Зачем федеральные министерства пытаются внедрить культурную инициативу, потенциально угрожающую головной болью всем – ученикам, родителям, педагогам и самим министрам? Если искать ответ, опираясь на коммерческие интересы, то можно успокоиться: чиновники не сошли с ума.

С помощью нового проекта министр просвещения Ольга Васильева продвигает интернет-платформу «Российская электронная школа» (РЭШ), где опубликованы материалы к урокам по всем предметам с 1-го по 11 класс. Портал обошелся в 1,7 млрд рублей, он заработал в конце 2018 года.

Поначалу видеоуроки  создавались  лучшими учителями страны.  А затем формирование контента для РЭШ было выставлено на конкурс на сайте госзакупок.

По данным ИА «Руспрес», конкурс выиграл кипрский офшор Prosveshcheniye Holdings Limited через свою российскую дочку  – Издательство «Просвещение», «возглавляемое личным другом министрессы  (Ольги Васильевой) Владимиром Узуном», – пишет издание. По его информации,  Владимир Узун  также разместил «свой унылый креатив» в «Московской электронной школе», в чем ему  помог бывший сотрудник «Просвещения», а ныне глава Департамента образования Москвы Исаак Калина.

Сейчас министр Ольга Васильева с помощью «культурных нормативов» продвигает  культурную  часть «Российской электронной школы». На платформе размещены записи концертов, спектаклей, фильмов.  Например, по ее мнению, советский опыт по привлечению учащихся в ТЮЗы на постановки по школьной программе следует возродить.

По словам Васильевой, если где-то в глубинке нет ТЮЗа, тогда дети могут посмотреть записи театральных спектаклей, «синхронизированные со школьной программой» на платформе РЭШ.

Директор петербургского ТЮЗа имени Брянцева Светлана Лаврецова к инициативе привлечения театров к школьной программе относится отрицательно.

– Идея неправильная! В творческий процесс никто не должен вмешиваться. Каждый режиссер  имеет право на собственное восприятие, на  инсценирование классики применительно к сегодняшнему дню. Театр не может стоять на месте, он должен развиваться, искать новые формы, быть интересен современникам. Если это будет только традиционный театр, зрителям может стать скучно. Почему мы боимся массовых культпоходов школьников? Если весь класс сидит в одном ряду,  то мальчишки дергают за косички девчонок, все  перешептываются, болтают. Нам пришлось решить эту проблему: мы разделили зал на сегменты, и отдаем на класс в каждом сегменте не более пяти мест. Таким образом, мы рассаживаем класс по разным концам зала. У нас в репертуаре много классики. Но есть произведения, которые уже выбросили из школьной программы. Сегодня все учатся по разным учебникам, и как мы можем подстроиться под школьную программу, если она у всех разная? Сегодня дети  произведения не читают, а идут смотреть спектакль. Смотреть книгу со сцены – неправильно. Пусть лучше учеников заставляют читать книги, – говорит Светлана Лаврецова.

Межведомственный проект «Культурные нормативы для школьников» пока находится в стадии подготовки. Министр культуры Владимир Медицинский считает, что нужно включить в нормы еще и просмотр фильмов, желательно – отечественных. А то сборы падают.

Елена Роткевич