Сотрудники Русского музея обратились в прокуратуру. Просят оградить Гусева от минкульта

  • Власти

Сегодня, 10 октября 2017 года, прокурору Петербурга Сергею Литвиненко передано заявление шести сотрудников Русского музея и обозревателя «Города 812» с просьбой принять меры прокурорского реагирования в связи подготовкой к изъятию из экспозиции ГРМ иконы «Ангел Златые Власы» XII века. А также — пресечь давление на директора Русского музея со стороны Минкультуры РФ.

 

Возня вокруг иконы «Ангел Златые Власы» в коллективе Государственного Русского музея вызвала бурю возмущения. Ниже публикуется заявление на имя прокурора Санкт-Петербурга С.И.Литвиненко, подписанное сотрудниками Отдела древнерусской живописи ГРМ (причем всеми хранителями!) и обозревателем нашего журнала. В письме дается юридическая квалификация действий министра культуры и возможных нарушений, которые последуют, если шантаж директора ГРМ В.А.Гусева со стороны В.Р.Мединского окажется успешным.

К сожалению, министра директор Гусев боится гораздо сильнее, чем нарушений федеральных законов и Устава ГРМ. Владимир Гусев прямо заявил 5 октября на совещании в музее, что в сложившейся ситуации хочет остаться директором. Это может означать только одно: ему угрожают увольнением. Уволить его может только работодатель, а работодатель Гусева – это министр культуры. Все ясно и прозрачно.

К заявлению на имя прокурора Санкт-Петербурга приложены два документа. Во-первых, справка о ценности и сохранности уникальной иконы, которой более 800 лет. Чудо, что она вообще дожила до начала XXI века, и понятно, что манипулировать ею, куда-то таскать, перевозить и т.п. недопустимо ввиду ее физического состояния. О нравственной стороне дела, о том, что по желанию некоего Шмакова министерство вдруг начало и продолжает проявлять бешеную и крайне опасную активность, чтобы это желание исполнить, и говорить не приходится. Это какая же «в державе датской гниль», если какой-то строительный предприниматель по фамилии Шмаков имеет возможность запустить такое движение в министерстве культуры!

Во-вторых, к заявлению приложено письмо директора Департамента культурного наследия Минкультуры РФ Ю.А.Евтюхина. С этого письма все началось. Обратите внимание: письмо очень корректное, его автор просит директора Русского музея Гусева сообщить, возможно или невозможно экспонировать икону «Ангел Златые Влассы» в церкви Михайловского замка?

Письмо директора Департамента культурного наследия Минкультуры РФ Ю.А.Евтюхина, с которого все началось.

Но ответа из музея на это письмо не последовало, потому что сразу же началась возня, визиты министра и его заместителей в ГРМ. Понятно, что их цель: оказать давление. Достаточно сказать, что на прошлой неделе к Гусеву для тайных разговоров приезжали сразу два (!) заместителя министра культуры (предположительно О.В.Рыжков и Н.А.Малаков).

Все делается устно, так, чтобы не осталось никаких документов, письменных свидетельств, чтобы внешне все выглядело так, будто министерство культуры, Мединский и его замы вообще не при делах, а директор Русского музея сам, только он и более никто, вдруг страстно захотел исполнить желание Шмакова и начать процесс, который, как все полагают, приведет к изъятию иконы XII века из Русского музея. Как это уже было в 2009 – 2011 годах, когда бизнесмен Шмаков изъял из музея икону Богородицы Торопецкой и до сих пор удерживает ее в своей церкви в коттеджном поселке в Истринском районе Московской области. Уже тогда Гусев проявил себя как коллаборационист, который содействовал этой реквизиции.

Владимир Гусев, действительно, сказал 5 октября на совещании в музее о намерении письменно отказаться от услуг фонда «Иваново дело», их 4 млн. руб. и выдачи иконы по их командам куда-либо. Но судя по тайным действиям может всех обмануть.

Михаил Золотоносов

 

 

Прокурору Санкт-Петербурга Литвиненко С. И.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Уважаемый Сергей Иванович!

Просим провести прокурорскую проверку и принять меры прокурорского реагирования в связи с подготовкой к преступному изъятию из экспозиции Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Русский музей» (далее – ГРМ) самой ценной иконы из коллекции Отдела древнерусского искусства – «Ангел Златые Власы» XII в.

Этой иконе более 800 лет, она создана еще в домонгольской Руси и в экспозиции представляет начальную точку в истории русской живописи. Более древней и более ценной иконы в собрании ГРМ нет (справку о значении и ценности иконы «Ангел Златые Власы» см. в Приложении № 1).

Операция проводится тайно, однако по косвенным данным можно уже сделать вывод о том, что министр культуры РФ Мединский В.Р. фактически шантажирует директора ГРМ Гусева В.А., под страхом увольнения вынуждая его дать согласие на абсурдные манипуляции с иконой «Ангел Златые Власы», чреватые для ГРМ ее утратой.

Аналогичный случай уже был в 2009 – 2011 гг., когда из фондов ГРМ был незаконно изъят выдающийся памятник древнерусской живописи первой половины XIV века – икона Богоматери Одигитрии, позже названная Богородицей Торопецкой.

Непристойная возня вокруг «Ангела Златые Власы» началась с письма директора Департамента культурного наследия Минкультуры РФ Евтюхина Ю.А. от 18.09.2017 № 3326 – 05 – 07 (см. Приложение № 2), в котором он, сославшись на обращение частного благотворительного фонда «Иваново дело» с просьбой «оказать содействие в организации выставки иконы “Ангел Златые Власы” в домовой церкви Михайловского замка», просит «представить информацию о возможности или невозможности экспонирования музейных предметов в данной церкви».

Само по себе это предложение абсурдно. Икона и так находится в экспозиции ГРМ в зале № 1, занимает там центральное место, с нее начинаются все экскурсии, это начальная точка истории русской живописи в экспозиции, поэтому выставлять ее в помещении Михайловского замка, неприспособленном, гораздо менее удобном, лишенном необходимого температурно-влажностного режима и – главное – в отрыве от всей экспозиции Отдела древнерусского искусства – представляется абсолютной нелепостью, плодом фантазии малограмотных людей из частного фонда «Иваново дело». И директору ГРМ Гусеву В.А. по логике вещей следовало ответить в министерство, что невозможно и бессмысленно экспонировать это произведение искусства не в главном здании музея, в составе всей коллекции, а в Михайловском замке.

Однако на письме Евтюхина Ю.А. директор ГРМ Гусев В.А. написал резолюцию, обращенную к и.о. заместителя директора ГРМ по научной работе Голдовскому Г.Н. и главному хранителю ГРМ Карлову И.И.: «Прошу Вас принять участие в совещании, проводимом зам. министра культуры О.В.Рыжковым 28.09.17 в 9.30 в Мих. (Инж.) замке. 20.09.17».

А в промежутке между 20 и 28 сентября 2017 г. в ГРМ приезжал министр культуры РФ Мединский В.Р., имел беседу с зам. директора ГРМ по научной работе Петровой Е.Н. и осмотрел икону «Ангел Златые власы» в экспозиции ГРМ (зал № 1), оставшись удовлетворенным тем, где экспонируется икона и в каких условиях.

В совещании 28 сентября 2017 г. принимали участие не только О.В.Рыжков, Г.Н.Голдовский, зам. директора ГРМ по комплексной реконструкции и капитальному ремонту В.П.Баженов, но и представитель фонда «Иваново дело». Не были приглашены, однако, заведующий Отделом древнерусского искусства и хранитель, в непосредственном ведении которого находится икона «Ангел Златые власы». И понятно почему: они были бы против. Зато все присутствовавшие высказались за немедленное удовлетворение просьбы фонда «Иваново дело» об открытии и превращении церкви Михайловского замка в общедоступную, а представитель фонда и вовсе заявил, что «это дело решенное».

Однако судя по тому, что Гусев взволнованно и с явным испугом говорил на совещании заведующих отделами ГРМ, которое состоялось 5 октября 2017 г., о том, что хочет остаться директором ГРМ, можно заключить, что его работодатель – а это министр культуры РФ Мединский РФ – поставил перед Гусевым В.А. условие: или он соглашается исполнить желание благотворительного фонда «Иваново дело», или будет уволен с должности директора ГРМ.

Очевидно, фонд «Иваново дело» уже решил с министром культуры Мединским В.Р. вопрос с нужным фонду использованием иконы «Ангел Златые Власы», а Мединский В.Р. теперь оказывает давление на директора ГРМ Гусева В.А.

А в поведении Мединского В.Р. можно предположить наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», т.е. использование лицом, занимающим государственную должность, «своих служебных полномочий вопреки интересам службы» при том, что «это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

В противном случае вряд ли Мединский В.Р. лично прибыл бы в Петербург для осмотра иконы, а потом трижды отправлял сюда своих заместителей, в том числе заместителя Рыжкова О.В. для проведения совещания в Михайловском замке.

За благотворительным фондом «Иваново дело» стоит его основатель Шмаков С.А., президент ГК «Сапсан» и совладелец этого фонда. Председателем фонда является его жена, С.Шмакова.

В 2009 г. именно Шмаков С.А. добился молниеносного изъятия из ГРМ иконы Богородицы Торопецкой. По приказу министра культуры Авдеева А.А. ее увезли из ГРМ якобы на «временную выставку» на определенное время в церковь в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро», находящемся в Подмосковье. Гарантии именно временного изъятия из фондов ГРМ дали министр культуры в соответствующем договоре с ГРМ (Договор 36/09 от 1.12.2009) и патриарх, поддержкой которого Шмаков С.А. тогда заручился (официальное письмо из канцелярии Патриарха на имя министра культуры РФ А. А. Авдеева, от 24.11.2009), и сам Шмаков С.А. на Ученом совете и на заседании фондовой комиссии ГРМ (протокол от 29.11. 2009).

Однако все обещания не были выполнены: сроки возвращения иконы в Русский музей неоднократно сдвигались, икона не была возвращена в Русский музей ни 22 марта 2011 г., когда истек последний срок ее временной выдачи, ни 15 декабря, когда в соответствии с дополнительным соглашением был последний раз продлен срок выдачи. А все кончилось тем, что Министерство культуры вывело икону из инвентаря ГРМ и включило ее в инвентарь Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, тем самым нарушив ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде в РФ и музейном деле», согласно которой «музейная коллекция является неделимой». Более того, по существующим нормативно-правовым актам центр им Грабаря не имеет права хранить произведения искусства, кроме временного хранения вещей, которые у них находятся на реставрации.

Но на самом деле икона Богородицы Торопецкой как находилась, так до сих пор и находится в элитном поселке «Княжье озеро», где ее могут видеть единицы, вип-персоны. Естественно, это тешит самолюбие тщеславного Шмакова С.А. и демонстрирует неограниченность его возможностей, однако нарушение ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде в РФ и музейном деле», согласно которой «музейная коллекция является неделимой», продолжает сохраняться, и министерство культуры не принимает мер к устранению этого нарушения. Более того, снова активно помогает акциям невежественного Шмакова С.А., который один раз уже обманул ГРМ, лишив его иконы XIV в.

Предполагаем, что абсурдные манипуляции с еще более ценной иконой из фондов ГРМ, «Ангел Златые Власы», которыми руководит лично министр культуры Мединский В.Р. по запросу фонда «Иваново дело», закончатся тем же – изъятием ценнейшего произведения искусства из фондов и экспозиции ГРМ в нарушение ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде в РФ и музейном деле». Уж слишком абсурдно исходное предложение – перемещать, как записано в протоколе совещания 28.09.2017, икону «Ангел Златые Власы» из экспозиции в Михайловском дворце в Михайловский замок от четырех до 12-ти раз в году (ежемесячно), каждый раз сроком на две недели, словно «Ангела» нельзя и сейчас ежедневно видеть в Михайловском дворце – главном здании ГРМ в составе всей экспозиции Отдела древнерусского искусства.

Однако это просто тактическая уловка: икона пока остается в фондах ГРМ, а перемещать ее предложено в Михайловский замок, более конкретно – в церковь Михаила Архангела при замке. А Михайловский замок также входит в комплекс ГРМ.

Однако потом, скорее всего, последует следующий шаг – «гастроли» иконы в других церквях и т.д. по уже известному сценарию с иконой Богородицы Торопецкой, которую Шмаков С.А. фактически реквизировал из государственного музея в личное пользование.

Поскольку здание Михайловского замка абсолютно не приспособлено для экспонирования ценнейшей иконы по причине не только отсутствия необходимого температурно-влажностного режима, но и уровня безопасности. Здесь не проведена реставрация здания, к тому же, как заявил начальник отдела безопасности ГРМ на совещании 28.09.2017, невозможно обеспечить безопасность в одной только церкви Михаила Архангела при Михайловском замке, нужны значительные затраты на обеспечение безопасности в масштабах всего Михайловского замка, что можно решить только в ходе комплексной реставрации внутренних помещений. Стоит добавить, что из Михайловского замка пока даже не выехала Центральная военно-морская библиотека, поэтому начинать такие работы вообще невозможно.

В свою очередь, фонд «Иваново дело» заявил, что строительная компания «Сапсан» быстро отреставрирует церковь, выделив на это 4 млн. руб.

Во-первых, эта сумма слишком мала для реставрации даже одной только церкви.

Во-вторых, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, т.е. КГИОПом, проектной документации, согласованной КГИОПом, а также при осуществлении технического, авторского надзора и государственного надзора. Согласно ст. 28, 30 закона № 73-ФЗ проводится государственная историко-культурная экспертиза  проектной документации на проведение работ.

Подготовка заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется на основании заявления о выдаче задания в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 08.06.2016 № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия…».

Таким образом, та спешка, с которой руководство ГРМ начало исполнять желание фонда «Иваново дело» и лично Шмакова С.А., позволяет предположить, что пока в здании Михайловского замка не созданы нужные условия, икона «Ангел Златые Власы» может оказаться в любом ином месте вне Михайловского дворца.

В то же время есть опасность, что будут нарушены указанные выше требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», и некая самодельная реставрация силами строительной фирмы «Сапсан» будет произведена, как это прямо заявил представитель Шмакова С.А. на совещании 28.09.2017.

Таким образом, директора ГРМ Гусева В.А. вынуждают еще и нарушить Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Одновременно любые манипуляции с иконой «Ангел Златые Власы», включая систематическое перемещение из Михайловского дворца в Михайловский замок и обратно, даже при условии создания в замке необходимого температурно-влажностного режима (ТВР) и мер безопасности, будут означать нарушение Устава ГРМ, утвержденного приказом Минкультуры РФ от 01.06. 2011 № 598.

Согласно пунктам «а» и «к» ст. 23 Устава, ГРМ осуществляет хранение предметов, находящихся в его фондах, обеспечивает их сохранность. Однако регулярное перемещение объекта, которому более 800 лет, сопряженное с постоянными изменениями ТВР, послужит быстрому разрушению объекта, его деревянной основы, очень ветхого слоя грунта, во многих местах отсутствующего на иконе, и крайне тонкого красочного слоя с большими утратами живописи. Авторское золото XII в. сохранилось фрагментарно и также подлежит чрезвычайно бережному обращению с памятником.

Согласно пункту «и» ст. 23 Устава ГРМ, музей разрабатывает режим содержания и использования памятников истории и культуры, входящих в состав фондов ГРМ. Согласно разработанным инструктивным документам, икона XII в. не может вывозиться на выставки, тем более регулярно перемещаться.

Согласно пункту «т» Устава ГРМ, музей проводит культурно-просветительские и образовательные мероприятия, в частности, организует экскурсии. Перемещение иконы «Ангел Златые Власы» даже в Михайловский замок сроком на две недели ежемесячно или ежеквартально будет означать, что посетители ГРМ эту икону – начало русской живописи – просто не увидят в экспозиции Отдела древнерусского искусства. Фактически такие «гастроли» разрушат экскурсионную работу с посетителями, в том числе с большим числом туристов, постоянные специализированные занятия с детьми, студентами и людьми с ограниченными возможностями. Даже кратковременное отсутствие иконы – шедевра мировой живописи – на экспозиции значительно понизит общий художественный уровень ГРМ как сокровищницы русского искусства.

Таким образом, можно констатировать:

а) давление со стороны министра культуры РФ Мединского В.Р., которое он оказывает на директора ГРМ Гусева В.А., предусмотренное ч. 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;

б) подготовку, производимую под этим давлением, к нарушению Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;

в) подготовку, производимую под этим давлением, к нарушению ст. 23 Устава ГРМ.

г) создание условий для очередного нарушения ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде в РФ и музейном деле» (первое состоялось в 2009 – 2011 гг.).

В связи с этим ПРОСИМ:

1) немедленно провести проверку по всем фактам, указанным в настоящем заявлении;

2) пресечь давление на директора ГРМ со стороны Минкультуры РФ;

3) потребовать от директора ГРМ Гусева В.А. строго соблюдать законодательство РФ и Устав ГРМ, утвержденный приказом Министерства культуры, обеспечить сохранение культурных ценностей, в том числе иконы «Ангел Златые Власы»;

4) обеспечить точное выполнение ст. 7 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде в РФ и музейном деле» и возврат в фонды ГРМ иконы Богоматери Одигитрии (Богородицы Торопецкой), изъятой в 2011 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Справка о значении и ценности иконы «Ангел Златые Власы» (на 2 листах).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Письмо директора Департамента культурного наследия Минкультуры РФ Евтюхина Ю.А. от 18.09.2017 № 3326 – 05 – 07 (на 1 листе).

09.10.2017

 

Золотоносов Михаил Нафталиевич, литературовед, обозреватель петербургского журнала «город 812»,

Клюканова Ольга Витальевна, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, хранитель,

Макарова Анна Александровна, старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, хранитель,

Пивоварова Надежда Валерьевна,ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, кандидат искусствоведения, хранитель иконы «Ангел Златые власы»,

Сосновцева Ирина Владимировна,старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, хранитель,

Федосеева Мария Витальевна,старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, хранитель,

Шалина Ирина Александровна, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ, кандидат искусствоведения.  

 

Приложение I

Справка об иконе «Ангел Златые Власы»

Новгород. Около 1200 года.

ГРМ  ДРЖ 2115.

Дерево, темпера, 49 х 38,8.

Раскрыта в ГИМ до 1925 г. Е.И. Брягиным.

 

Образ архангела, получивший в XX в. название «Ангел Златые Власы», – является шедевром домонгольской иконописи, одной из древнейших русских икон, которых в мире сохранилось не более двух десятков. Памятник искусства мирового художественного уровня, – одно из величайших произведений в ряду национальных государственных сокровищ.

Сохранность: учитывая почтенный возраст иконы – более 800 лет, состояние ее сохранности требует постоянного реставрационного наблюдения. Открытые части деревянной основы очень чутко реагируют на перепады ТВР, что ведет к разрушению экспоната. Ветхий грунт сохранился не повсеместно, и в местах нависания фрагментов над основой и мелких выкрошках возникает опасность утрат. Красочный слой очень тонкий, почти лессировочный, довольно потерт, настолько? что повсеместно проглядывает белый левкас. Значительные утраты живописи по всей поверхности. Надписи не сохранились. Авторская живопись по всей поверхности значительно потерта. Остатки листового золота XII в. фрагментарны и также подлежат чрезвычайно бережному обращению с памятником.

Памятник был обнаружен в 1864 г. при разборке «рухлядной кладовой» в «палатке» на Ивановской колокольне в Кремле, где были сложены «ветхие и негодные к употреблению» иконы, предназначенные к уничтожению. Тогда же поступила в Публичный и Румянцевский музей, где считалась «работой мастера круга Симона Ушакова», что было обусловлено поздней записью иконы, последний раз осуществленной в XVII в. Таким образом, произведение оказалось в государственном музее не в порядке советской экспроприации церковных имуществ, а еще в XIX в., причем спасено от неминуемой гибели в «рухлядной» лишь благодаря верному глазу Г.Д. Филимонова (1828–1898), историка искусств и хранителя. В составе собрания христианских древностей была передана в 1920-е гг. в Исторический музей, где в самые тяжелые для страны годы раскрыта из под поздних записей Е.И. Брягиным. В силу плохой сохранности авторской живописи, реставратор был вынужден сохранить на иконе значительные остатки XVII в. (зеленый фон, одежды, прописи на волосах, золотой ассист). В 1930 г. при перемещении собрания в Третьяковскую галерею, оказалась в ее фондах. В 1934 г. в связи с необходимостью улучшить качество экспозиции домонгольской живописи Русского музея, поступила на его хранение.

Таким образом, «Ангел Златые власы» уже более 150 лет находится в составе музейного фонда, а с 1934 –открывает экспозицию древнерусского искусства крупнейшего в мире музея русского искусства, являясь его древнейшим, главным и самым известным памятником живописи.

Первоначальное происхождение иконы не известно. Скорее всего, была создана новгородцами. В древности могла быть частью оглавного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, т.е. находилась на значительной высоте (около 4-х м.) и никогда не являлась самостоятельным моленным образом. Будучи лишь фрагментом Деисуса, состоявшего как минимум из 5–7 икон, изображенный в 3\4 развороте архангел (Гавриил?), как и другие участники чина, был ходатаем и молитвенным предстателем за род человеческий перед Вседержителем, центральный образ которого был единственным прямоличным (моленным) изображением. Более гипотетичными представляются другие варианты – комплекс из двух оглавных ангелов с Эммануилом в центре, или изображение трех ангельских голов, символизирующих Троицу. В любом случае выделение одного ангела в качестве моленного образа противоречит всем православным канонам.

Уникальная икона, равной которой нет во всем мировом наследии, символ русской иконописи, своеобразная визитная карточка Русского музея. Именно с нее начинается знакомство посетителей музея с историей византийского и русского искусства. «Ангел Златые власы» исторически находится в первом зале постоянной экспозиции и всегда доступен для обозрения. Это центральный экспонат любой экскурсии, проводимой для миллионов отечественных и зарубежных посетителей, занятий с детьми, школьниками и студентами, людьми с ограниченными возможностями. Ради этой иконы туристы приезжают со всего света, порой, чтобы познакомиться именно с ней.

Даже кратковременное перемещение иконы из первого зала экспозиции в какое-то иное, даже музейное, пространство, абсолютно недопустимо: это сразу понизит художественный уровень собрания Русского музея как сокровищницы отечественного искусства.