В 2017 году Театру юных зрителей исполнилось 95 лет. Что будет с театром дальше? Рассказывает Светлана Лаврецова, директор Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева.
– Светлана Васильевна, расскажите о репертуарной политике ТЮЗа им. А.А. Брянцева. В афише театра присутствуют названия явно не детских спектаклей…
– ТЮЗ никогда не был театром только для детей, и до сих пор существенная часть нашего репертуара обращена к молодежной, взрослой публике. Сегодня в нашей афише 43 спектакля, условно их можно поделить на три группы: постановки для младших школьников, для подростков и юношества, и для молодежи от 16 лет. Причем любой детский спектакль интересен в том числе и взрослым, поэтому мы всегда призываем наших зрителей ходить на спектакли всей семьей, а потом дома обсуждать увиденное. Этот аспект педагогической политики ТЮЗа декларировал еще в шестидесятые годы З.Я. Корогодский, который руководил театром четверть века.
– На какую возрастную группу работать сложнее всего?
– Самая требовательная аудитория – это подростки от 12 до 16 лет. Подросток со сцены должен услышать правду о себе, рассказанную на его языке. В молодых актерах зритель должен видеть сверстника, у которого такие же, как у него самого, проблемы, мысли и мечты. Только в этом случае зритель доверится театру.
Подростки стоят на развилке дорог, выбирают жизненные пути. Они не всегда попадают в добрую, благополучную среду. А она, несмотря на генетику, формирует личность. Театр должен подсказать подростку верную дорогу.
– Молодежный и взрослый репертуар – это третий кит ТЮЗа?
– Да, мы много сил вкладываем в формирование репертуара для взрослых. У нас идут пьесы классиков – Шекспира, Достоевского, Гоголя, Островского, Беккета, Брэдбери. Большую ставку делаем на современную драматургию в постановке молодых режиссеров: Дмитрий Волкострелов ставил пьесы Павла Пряжко и Ивана Вырыпаева, а одна из последних наших премьер – стильный, жесткий, бескомпромиссный спектакль по Майку Бартлетту «Контракт».
– Какова миссия Малой и Новой сцен театра?
– Мы открыли Малую сцену 20 лет назад, хотя тропа на так называемый «Пятый этаж» ТЮЗа была протоптана еще З.Я. Корогодским – при нем там было пространство для самостоятельных работ: туда тянулись молодые режиссеры, там начинали драматурги. Сегодня Малая сцена – это в основном классические камерные спектакли. Но главное, что отличает Малую сцену от Большой, – это близость к зрителю, рождающая особенный контакт. Актеры должны уметь работать, глядя в глаза зрителю. Лицом к лицу не соврать.
Для экспериментальных работ нам нужна была третья сцена. Долгое время в одном из подвальных помещений театра находились старые венткамеры и хранилась мебель. Потом его отреставрировали и переделали в актерскую мастерскую, где четыре года учились студенты актерского курса под художественным руководством А.Я. Шапиро и В.М. Фильштинского. После того как курс завершил учебу и девять его выпускников влились в труппу театра, помещение было преобразовано в Новую сцену. В этом камерном лофт-пространстве мы уже выпустили три премьеры.
– ТЮЗ выпускает в год по пять-шесть премьер. Какие спектакли вы считаете принципиальными, важнейшими для театра – например, в этом году?
– В 2017 году мы выпустили шесть премьер. Много сил было брошено на создание уникального спектакля «Лицо Земли». Адольф Шапиро пригласил к работе над постановкой молодую команду – режиссера Евгению Сафонову и драматурга Асю Волошину. Спектакль получился очень современным по форме, которая объединила перформанс, драму, театр кукол, мультимедиа. Нам удалось найти уникальную форму для общения с подростковой аудиторией: по нашим наблюдениям, дети смотрят спектакль очень внимательно, не отвлекаясь на разговоры и на гаджеты, – а это уже успех.
Каждая новая постановка по-своему дорога нам, с каждой из них связан определенный этап жизни нашего театра. Но уже сейчас можно сказать, что февральская премьера «Розенкранц и Гильденстерн» войдет в историю – и не только потому что это спектакль-флагман Новой сцены. Постановке меньше года, а она уже является номинантом трех престижных театральных премий – в том числе и «Золотой маски». Мы счастливы, что такой экспериментальный, умный театр, который делает Дмитрий Волкострелов, становится все популярнее.
– Ваш театр славится фестивалем «Радуга», который привозит в наш город театральных звезд первой величины. Какое место это ежегодное событие занимает в вашей жизни?
– В конце мая 2018 года мы проведем «Радугу» уже в девятнадцатый раз. За годы существования этот проект художественно вырос. Сегодня нас знают во всем мире, а начинали мы с идеи дать жизнь современной драматургии для ТЮЗов и молодежных театров России. Нехватку новых, актуальных, тонких театральных текстов мы ощущали на себе очень сильно. На фестивале мы проводили первые читки новых пьес молодых драматургов в присутствии завлитов и ведущих актеров театров со всей страны. Благодаря нам стали выходить в свет новые прекрасные пьесы таких авторов, как Михаил Покрасс, Ксения Драгунская, братья Пресняковы. Сейчас проблем с новой театральной драматургией нет, но «Радуга» продолжает искать новые театральные формы и дарить петербургскому зрителю незабываемые театральные впечатления.
«Радуга» непрестанно расширяет границы: мы возили лучшие спектакли фестиваля в города Балтии и в Крым. В 2015 году у нас на фестивале завязалась теплая дружба с бывшим директором Авиньонского фестиваля, вице-мэром Авиньона Жаком Монтеньяком, с которым мы смогли осуществить крупные российско-французские проекты, и сотрудничество наше продолжается. У нас есть одна грандиозная задумка, которую мы мечтаем воплотить в жизнь и ведем работу в этом направлении.
– Исторически художественная политика ТЮЗа всегда имела мощное педагогическое направление. Как сейчас обстоят с этим дела? Делегатского собрания уже не существует много лет. Что-то пришло ему на смену?
– Да, Делегатское собрание – это целая эпоха в жизни ленинградских детей – они практически жили в нашем театре, участвовали в творческой жизни, к ним прислушивались, от их мнения зависело очень многое. Это было явление своего времени. Сегодня мы продолжаем активно работать с детьми, но уже другими способами.
Мы ведем ежегодный конкурс детского художественного творчества «Театр – глазами детей». Авторы лучших работ награждаются в торжественной обстановке – ребята получают награды из рук артистов театра, которые очень трепетно относятся к этому процессу и честно, терпеливо отсматривают каждый год сотни работ.
Мы гордимся «Брянцевским фестивалем» детских театральных коллективов. В этом году за него мы вместе с нар. арт. России Н.Н. Ивановым получили Премию Правительства Санкт-Петербурга. В следующем году планируем открыть при ТЮЗе детскую театральную студию, в которой ребята будут обучаться 2–3 года театральному мастерству у артистов нашего театра. Это не профориентация, мы просто хотим отвлечь детей от Интернета и занять творчеством.
Четвертый год подряд мы проводим проект для подростков «Герои нашего времени», знакомящий зрителей с реальными героями и актерами, сыгравшими их в кино. В следующем году, скорее всего, возьмем за основу проекта тему «Космос».
– 50 лет назад один политик сказал: «I have a dream». Какая у вас главная мечта?
– В этом году мы стали лауреатами конкурса «Петербург и Петербуржцы» в номинации «Театр года». Театр находится на подъеме, и надо держать планку. Когда десять лет назад Адольф Шапиро пришел в ТЮЗ, сразу заявил: «У меня не будет худсоветов. Я знаю, куда вести театр». Шапиро выбирает пьесы, режиссеров, не диктует, но подсказывает какого актера назначить на ту или иную роль. По приглашению Адольфа Яковлевича знаменитый московский режиссер Уланбек Баялиев будет ставить в ТЮЗе «Зимняя сказку» Шекспира, Георгий Цхвирава начнет работу над «Обрывом» Гончарова. Мы ведем переговоры с эстонцем Лембитом Петерсоном о постановке «Мнимого больного» Мольера… У нас очень много творческих планов, и я мечтаю осуществить всё на высшем уровне.
Д.Н.