Театральное волшебство Игоря Шибанова

Не стало актера петербургского ТЮЗа, народного артиста России Игоря Шибанова. Он умер от сердечного приступа по дороге на гастроли. Игорь Шибанов снимался в кино у Балабанова, Учителя и Мельникова, но главным делом жизни была служба в  ТЮЗе имени А.А.Брянцева.

Всего неделю назад, 14 сентября, корифей труппы ТЮЗа отметил 75-летний юбилей. Праздник Игорь Георгиевич встретил на сцене – в роли Кучумова в спектакле «Бешеные деньги», приняв в подарок главную награду для актера – любовь, восхищение и овации преданной публики.

«Самое дорогое в профессии артиста – это когда ты чувствуешь, что всё можешь, когда приходит ощущение полета, когда между тобой  и залом возникает поле напряжения, ты владеешь залом, ты можешь играть так, как ты хочешь, – и зритель твой. Самая высокая оценка творчества артиста – это когда на тебя с интересом смотрят коллеги». Нар. арт. России Игорь Шибанов

Игорь Шибанов, 1964г.

Игорь Шибанов, один из главных артистов ТЮЗа эпохи Зиновия Корогодского, преданный его ученик, а ныне признанный мастер театра, действительно способен завладеть многосотенным залом с первой минуты и действительно, кажется, может всё.  Волшебство – пожалуй, главное, за чем идет зритель – юный или взрослый – в театр. Не за сюжетом, не за красочными декорациями, а именно за театральным чудом, которое рождается внутри условной сцены-коробки или, в случае ТЮЗа, – амфитеатрального сценического круга. Для того, чтобы найти нужную интонацию для разговора с публикой, дать ему единственно верный энергетический посыл, погрузить в действие и заставить поверить в происходящее на сцене, нужно быть настоящим профессионалом своего дела, быть честным и органичным в каждой роли и главное – чувствовать своего героя. Игорь Шибанов – один из тех редчайших артистов, которые владеют не просто ремеслом, но – искусством настоящего сценического волшебства.

В жизни немногословный, сдержанный в эмоциях, задумчивый и тихий, Шибанов, выходя на сцену, преображается до неузнаваемости: данные ему природой характерная внешность и яркий темперамент «активируются» в предлагаемых обстоятельствах, словно по щелчку пальцев. Свои роли артист трактует через призму умного юмора: Игорь Шибанов может быть смешным, не играя в комедию, будь то его трагикомичный Беранже в спектакле «Носороги» по Ионеско в постановке Николая Рощина и Андрея Калинина, хитрец Юсов в «Доходном месте» Дмитрия Астрахана, или Лепорелло в «Маленьких трагедиях» Руслана Кудашова. С другой стороны, редко можно встретить на сцене такое серьезное, драматическое погружение в роль, как его Глостер в «Короле Лире» Адольфа Шапиро или Павел Петрович в «Отцах и детях» Георгия Цхвиравы. То, как Шибанов существует в роли, – предмет восхищения и зрителей и театральных критиков, которые заносят его в ряды избранных, уникальных, штучных артистов.

Удивительно, но судьба Игоря Шибанова могла сложиться совершенно иначе: он слетел на вступительных экзаменах в театральный институт с третьего тура. И кто знает, продолжил бы он свои попытки поступления или нет, если бы одна из не принявших его педагогов – Татьяна Сойникова – не посоветовала поступать  к  Корогодскому – молодому, энергичному Мастеру, только недавно занявшему пост главного режиссера ТЮЗа после легендарного А.А. Брянцева.  Эта встреча стала судьбоносной для Игоря Шибанова: уже на третьем курсе он сыграл одну из главных ролей на сцене ТЮЗа в спектакле «Тебе посвящается…», потом – в спектакле «Трень-Брень», после премьеры которого молодой артист был принят в труппу театра.

Это были 60–70-е годы: Игорь Шибанов шел по театральному пути рука об руку с Зиновием Корогодским в сложившейся  крепкой актерской команде, в которую вошли Николай Иванов, Ирина Соколова, Лиана Жвания, Наталья Боровкова, Антонина Шуранова, Юрий Каморный, Александр Хочинский и другие – артисты, ставшие со временем легендами театрального мира. В те годы произошел настоящий расцвет театра – Ленинградский ТЮЗ стал известен на весь мир, толпы поклонников поджидали артистов, ставших настоящими кумирами, на служебном входе театра. «Наш, только наш», «Наш Чуковский», «Наш цирк», «Борис Годунов», «Месс-Менд» – названия этих и других спектаклей знаковые для зрителей, помнящих ту легендарную театральную эпоху.  Это тот случай, когда преданная публика проносит творческую любовь к артисту через всю свою жизнь: поколение, пришедшее в ТЮЗ тех времен, остается верным театру до сих пор.

Нар. арт. России Валерий Дьяченко: «Безупречное виртуозное мастерство, мудрость, смешное в соседстве с трагическим, скромность и достоинство, чуткость, отзывчивость. Галерея ролей в Петербургском ТЮЗе – энциклопедия характеров. Он из той блистательной плеяды учеников З.Я. Корогодского, чье служение театру-Дому является недостижимым примером жизни в искусстве. А как много говорит его молчание… Он тайна, он загадка, точка отсчета».

Появления Шибанова на киноэкране в разные годы были достаточно яркими: легендарные «Брат», «Про уродов и людей»  и «Замок» Балабанова, петербургская киноэпопея «Улицы разбитых фонарей», «Бедный, бедный Павел» Мельникова и другие. Но как истинный театральный артист он оставался верным сцене – знаменитой сцене театра на Пионерской площади, где ему публика рукоплескала стоя.

Игорь Георгиевич Шибанов был Мастером, чьего выхода на сцену, чьих новых ролей ждут как чуда встречи с театром, как настоящего волшебства, которое он как никто другой способен подарить зрителю.

Яна  Никитина

Спектакль «Доходное место». В роли Юсова