Зачем Минкульт поменял комиссара?

Ректор Академии художеств Семен Михайловский освобожден от должности комиссара российского павильона на Венецианской биеннале (комиссара назначает министерство культуры). Михайловский был комиссаром с 2016 по 2019 год, то есть провел четыре биеннале – две архитектурных (по четным годам) и две художественных (по нечетным).

 

Венецианская биеннале существует с 1895 года. Страны-участниц представляются свои проекты в специально выстроенных национальных павильонах.  этом году у российского павильона куратором был Эрмитаж, а участником — режиссер Александр Сокуров.

Первоначально срок контракта предусматривал, что Семен Михайловский (на фото) будет комиссаром российского павильона еще два раза – в 2020 и 2021 году. Нынешним летом он объявил, что темой российского павильона на архитектурной биеннале 2020 года станут музеи. А работать над выставкой будут кураторы Дмитрий Ликин, партнер бюро WowHaus и Екатерина Проничева, руководитель комитета по туризму Москвы.

Михайловский не комментирует свою отставку, лишь уточная, что новый комиссар – Тереза Мавика  – выберет другую команду и новую тему для ближайшей биеннале. До нее осталось чуть больше полугода. Наблюдатели отмечают, что российские организаторы выставки снова попадают в цейтнот, как было не раз в последние годы. На реализацию проекта остается очень мало времени.

Главной причиной отставки Михайловского называют желание Минфина заменить его человеком, для которого добывание денег на выставки (а это главная задача комиссара) не станет особой проблемой. Итальянка Маврика руководит фондом, который финансирует Леонид Михельсон – №1 в списке российских миллиардеров.

По источникам, стоимость российской выставки на биеннале 2019  года составила 100 млн рублей. Государство воздержалось от финансирования, деньги были с трудом найдены и получены в последний момент от частного бизнеса.

Наблюдатели уверены: казенных денег для участия России в Венецианской биеннале не будет и в дальнейшем. Вопрос в том, какие цели государство, как владелец российского павильона, ставит перед организаторами выставок. Один вариант – показать с помощью искусства и архитектуры то, что интересует и волнует жителей страны. Второй вариант – создать экспортный вариант павильона, ориентированный, прежде всего, на профессионального зрителя Венецианской биеннале. Судя по нынешней замене, выбран второй путь.

В.Ш.

  • Российский павильон в Венеции в 2019 году