А мы не в состоянии

29 сентября 1916 года в финале акционерного бума на Нью-Йоркской бирже стало известно, что в Штатах появился первый в стране, а, следовательно, первый в мире долларовый миллиардер

     

  Если нам сегодня не вполне понятно, что такое акционерный бум, то 2,25% ВВП – это хоть кого даже в России впечатлит: 2,25% ВВП Штатов – такое состояние было у одного человека, частного предпринимателя, владельца Standart Oil и многого чего другого Джона Дэвисона Рокфеллера, и, что интересно, и это знала  вся страна – это состояние нажито Рокфеллером честно, в абсолютном соответствии с законом.
Когда Джон Дэвисон родился в Ричмонде, штат Нью-Йорк, у семьи практически не было ни копейки. Какие-то деньги водились у отца, но этого отца, Уильяма Рокфеллера, тоже почитай не было, дома его видели очень редко, да это и к лучшему: легенда утверждает, что не было такого порока на земле, который миновал бы Рокфеллера-старшего. Он был и мошенником, и алкоголиком, и обманщиком, и двоеженцем, и даже конокрадом, и это в протестантской семье (Рокфеллеры с XVII века были гугенотами и бежали из Франции в Германию), исповедующей баптистскую доктрину.

Поразительно, но на Джона Дэвисона Рокфеллера стиль жизни отца вовсе не повлиял, его преданность баптизму была неоспорима всю жизнь, он не пил, не курил, не играл в азартные игры и даже не танцевал. Но, поскольку в протестантской этике достаток рассматривался как божье предопределение, благословение свыше, Джон Рокфеллер знал, что разбогатеть – угодно богу. И начал.

Непонятно почему, но в России зарабатывать очень большие деньги считается неприличным, цель такая если и ставится кем-то, то не афишируется. Петь всю жизнь бог знает что, болтаться на виду у всех в “Доме-2”, изображать неподкупного судью в телевизоре считается престижным. Сообразить, как можно заработать деньги, и сделать это – просто антиобщественный поступок. Так и тянется со времен “Скупого рыцаря”, даже Пушкин считал любовь к деньгам занятием недостойным. Просто любовь – пожалуйста, а к деньгам – ни в коем случае.

В Америке все наоборот: из всех американских легенд рокфеллеровская – самая престижная, наравне с эйнштейновской. Историю создания Standart Oil знают во всем мире, нет необходимости в деталях излагать, как двадцатилетний кливлендский брокер из средней фирмы (Рокфеллер праздновал как второй день рождения 26 сентября – первый рабочий день    ) ощущал возможность заработать раньше всех, как вовремя для его заработков началась гражданская война и как он, Джон Рокфеллер, раньше всех осознал, что вечером во всех домах, начиная с его собственного, загорались керосиновые лампы, а керосин делают, как известно, из нефти. Конечно, Рокфеллер считал, что бог позаботился о нем, когда единственное по тем временам разработанное нефтяное месторождение обнаружилось поблизости от Кливленда и от офиса Рокфеллера. Но ведь надо было разработать схему, чтоб собрать все разрозненные нефтяные конторы в одних руках, надо было понять, что главная идея – транспортировка сырой нефти, за ней шла очистка, и Рокфеллер скупил маленькие заводики по очистке раньше всех, кто занимался нефтью. В итоге всех нефтяных махинаций Рокфеллера родилась легендарная Standart Oil, состояние семьи оценивалось в $18 миллионов, а сам Рокфеллер попал в двадцатку богатейших людей страны. Кстати: цена барреля сырой нефти тогда, в конце XIX века, колебалась от $13 до 10 центов.

Дальнейшая судьба Рокфеллера и его семьи, его денег и его компании прозрачна и рассматривается в Америке как подвиг. Как если бы он прославился на поле брани во имя независимости своей страны. Потому что богатство семьи Рокфеллеров – часть богатства Америки, потому что Джон Рокфеллер был не только первым миллиардером, но и первым благотворителем Америки, создавшим полумиллиардный благотворительный фонд, работающий и сегодня. По рокфеллеровской традиции владельцы самых больших состояний Америки в свой час делятся деньгами с гражданами Америки абсолютно добровольно, свободно и, говорят, не испытывая никакого давления, кроме совести.