Всю прошлую неделю в Петербурге в узких футбольных кругах отмечали 30-летие зенитовского фан-движения. По такому случаю устроили премьеру документального фильма «”Зенит” – моя судьба», а на «Петровском» открыли тематическую фотовыставку.
Фанаты “Зенита” ведут свою историю от 21 сентября 1980 года, когда они впервые организованно отправились в Москву болеть за “Зенит” в игре со “Спартаком” и так же организованно разместились в Лужниках. “Сели одной грядкой” – сказал бы настоящий фанат. Конечно, случалось, что и прежде кто-то ездил за “Зенитом” по стране и даже в компании, но то были, во-первых, разовые акции, во-вторых, они не имели никакого продолжения. А “Спартак” выбрали для первого раза совсем не случайно. Именно спартаковские болельщики считаются основателями фанатского движения в СССР.
Где-то с середины 70-х годов они, облачившись в красно-белое, стали собираться вместе на определенном секторе и скандировать речовки. Но настоящий бум на футбольный фанатизм случился в 1977 году, когда “Спартак”, вылетевший в первую лигу, обрел огромное количество болельщиков. Именно из них и были образованы первые фанатские бригады. В том же 1977-м спартаковских фанатов увидели в Ленинграде – на матч против “Динамо”, проходивший на стадионе имени Кирова, приехало человек 300 молодых парней в красно-белых свитерах и шапочках (не фабричного производства, а домашней вязки). Всю игру они скандировали кричалки в честь “Спартака”. Это произвело впечатление. Что-то похожее в те годы можно было увидеть исключительно по телевизору по ходу редких трансляций матчей наших команд в Европе.
Спартаковские фанаты приезжали в Ленинград еще дважды, и каждый раз в кругах поклонников “Зенита” только и разговоров было “Вот бы и нам так же!”, поскольку здесь болели по-другому. Узнать футбольного болельщика в толпе можно было разве что по скромному зенитовскому значку на лацкане пиджака. Скандирование на трибунах что-то вроде “Хочу ребенка от Володи Казаченка!” – считалось уже на грани дозволенного.
Прорыв случился летом 1980-го. Стадион имени Кирова открылся после реконструкции к Олимпийским играм, и помимо болельщиков пришли просто любопытствующие. Народу – полно, а “Зенит” проигрывает минскому “Динамо” – 0:2. Но на последних минутах ленинградцы успели отыграться. Особенно бурно отметили этот успех на 33-м секторе. С тех пор те, кому скучно было болеть поодиночке, стали брать билеты исключительно в 33-й сектор, тем более что он был самым удобным из тех, куда можно было попасть по дешевым рублевым билетам. А цифра 33 стала культовой для болельщиков и присутствует на зенитовской символике.
В том же 33-м секторе, как рассказывают очевидцы, в сентябре 1980-го бегал по трибунам некий Леха Вельвет (у парня была вельветовая куртка – большая редкость по тем временам, почему и получил свое прозвище) с плакатом: “Кто хочет поехать в Москву на матч “Зенит” – “Спартак”, покупайте билеты на 27-й поезд, отправление в 21.47. Встречаемся у бюста Ленина на Московском вокзале”. Набралось тогда 44 человека.
Те же самые парни тридцать лет назад переложили песню Соловьева-Седова на зенитовский лад (теперь ее стоя поет “Петровский” как гимн “Зенита”). Так что начало у фанатского движения “Зенита” было романтическим. Продолжение –совсем другим. И дело даже не в том, что на фанатов “Зенита” (как и других команд) еще в советское время начались гонения. И не в том, что этих фанатов остались единицы, когда “Зенит” бедствовал в начале 90-х. Просто футбольные фанаты – это особая каста, которая живет по своим правилам и имеет свое представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. И нецензурные кричалки – это мелочь. Как и не всегда адекватное поведение фанатов на публике. Хотя размалевывание зенитовской символикой памятников архитектуры простить уже трудно. Но были еще и побоища стенка на стенку, причем с печальным исходом. А само фанатское сообщество существует по принципам, которые покруче армейской дедовщины. Нет полного единства и взаимопонимания внутри самих зенитовских фанатов. Но в праздник не будем о негативе.