1 октября вступило в силу предписание Центробанка, анонсированное им еще в феврале, – в России не должно остаться ни одного обменника. Но с оговоркой – за исключением тех, которые кроме обмена занимаются чем-то еще. Так, после решительного вмешательства ФАС (Федеральной антимонопольной службы) выглядит теперь инициатива ЦБ, изначально предлагавшего закрыть все пункты обмена валюты, кроме тех, что находятся в отделениях банков. Формулировку, отдающую монополизмом, сменили на более мягкую. Но и она оказалась для Петербурга не актуальной.
Обменников в чистом виде в городе давно нет, и даже специалисты не помнят, когда они еще были. Так что 1 октября в нашем городе ничего не закрылось. Инициатива Центробанка выглядит на редкость своевременной и для всей страны: за день до вступления в силу запрета ЦБ в России оставалось всего 139 обменников в чистом виде, из них – 111 в Москве и Московской области, остальные 28 – еще в девяти регионах РФ. В 45 регионах обменников не было вообще, в том числе – в Петербурге и Ленинградской области. В 2010 году, по крайней мере.
– Мера не была для Петербурга неожиданностью, о введении ее ЦБ давно предупреждал, так что все существующие обменники к настоящему моменту либо закрылись, либо преобразовались в дополнительные офисы или филиалы банков, – рассказывает Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада. – У нас их не так много и было, в отличие от Москвы. Так что для Петербурга введение меры не приведет к каким-то серьезным последствиям, очередей не появится.
А как же обменники, не принадлежащие банкам?
– Когда ВЕФК еще был ВЕФКом, любой желающий мог прийти в этот банк, подписать с ним договор франшизы и спокойно менять валюту под вывеской ВЕФКа, арендуя для этого небольшое помещение в проходом месте, – рассказывает Владимир Шевченко, управляющий аналитической кампании FinNews. – Банк при этом своего агента не проверял, получал твердую комиссию, а что там творилось внутри – его не волновало. Была подобная практика и у банка “Авангард”. Наткнулся я на это совершенно случайно, зайдя в пункт обмены СКВ под вывеской “Авангарда” и опубликовав его курс валюты в составе очередного аналитического обзора на своем сайте. Мне позвонили из банка и сказали, что это не их курс, у них совершенно другой. Выяснилось, что некая мелкая фирма торговала долларами под вывеской банка, кстати – по более выгодному курсу.
– Таким образом, сейчас Центробанк ударил по малому бизнесу, поддержав крупные банки-монополисты.
– Прежде всего, по серому бизнесу, он же оказался и мелким в данном случае. Однако это одна из немногих мер ЦБ, за которые я голосую руками и ногами.
– Предлагая нововведение, Банк России ссылался на случаи мошенничества, которые наблюдались в основном в Москве, где было много обменников, которые не принадлежали ни одному из банков, – объясняет Владимир Джикович.
– Если фирма занималась мошенничеством с валютой, почему она не может заниматься тем же самым, добавив в число своих услуг переводы. Не означает ли это, что сфера потенциально ненадежных услуг теперь только расширится?
– Заниматься переводами мелкой фирме почти невозможно, нужно иметь разрешения и лицензии, доступные только банкам, – уверен Владимир Джикович.