В указе Дмитрия Медведева об отрешении от должности Юрия Лужкова многих удивила архаичность термина «отрешить». Петербургские филологи посоветовали не искать здесь тайных знаков, но речевой изыск характеризовали по-разному.
“Эта формулировка отдает чем-то царским. Она действительно выглядит архаично, но ничего неграмотного тут нет. Кажется, мы впервые в этом веке наблюдаем, чтобы личность такого масштаба была уволена “по статье”, без перевода на другую работу, по личному распоряжению президента. Стоит ли удивляться, что в словаре президента нашлось особое слово для обозначения этого явления”, – отметил доцент филологического факультета СПбГУ Павел Клубков.
“Я рад, что лексикон среднего россиянина обогатился на одно слово, – заявил Валерий Ефремов, психолингвист, доцент филфака РГПУ. – Это слово характерно для политика с юридическим прошлым. Ситуация уникальная – и слово потребовалось такое же, вот оно и прорвалось. Я думаю, и сам президент считает этот свой поступок самым значимым за полтора года правления. А раз он начал играть в серьезные игры – значит, под них необходимо выстроить речевой имидж, как это делал Путин. Но имидж при этом должен отличаться от того, который ВВП выбрал для себя. Диаметрально различаться. Вместо “сортира” – “инновации в законе”, вместо “кошмарить” – “отрешить”.
“Если оценивать слово, не заглядывая в словарь, а полагаться только на интуицию, я бы сказал, что от слова веет старорежимной солидностью, но не монархической, а эдакой раннереспубликанской. – Такой комментарий дал молодой ученый-филолог Павел Шапчиц. – Думаю, что “отрешить” должно бы употребляться в случае всяческих импичментов и вотумов недоверия, то есть гласного обсуждения с последующим голосованием и решением”.
P.S. Два словаря русского языка – под редакциями Ушакова и Даля – трактуют слово “отрешить” как “исключить, удалить, уволить за проступок или вину”. И только Ожегов дает нейтральную характеристику: отстранить, отлучить.
Нина Астафьева, фотография с сайта info.sibnet.ru