В день открытия в Петербурге автозавода Hyundai Владимир Путин сделал два заявления. Первое – о том, что власти окажут всяческую поддержку автопроизводителям. Смысл второго заключался в том, что автоконцернам в ближайшее время придется работать в России не по нынешним, а другим правилам.
В 2004 – 2005 годах Минэкономразвития завлекал в Россию мировые автогиганты некоторым количеством “морковок” – т.н. режимом промсборки. Если фирма брала на себя обязательство создать в России производство мощностью 25 тысяч автомобилей с объемом двигателя до 2,5 литра (или 15 тысяч больше 2,5 литра), локализовав в России выпуск не менее 30% комплектующих, то ввозные пошлины на компоненты сократились для нее в три раза, с 15 до 5%. И автоконцерны откликнулись на приглашения, четыре из них построили заводы в Петербурге, один – в Ленинградской области.
Но все соглашения о промышленной сборке автомобилей были заключены в середине 2000-х годов. Их сроки заканчиваются в ближайшие годы. Автомобильные компании сейчас оказываются перед выбором – либо потерять льготы через пару лет, либо экономить на пошлинах еще 8 лет, перезаключив соглашения о промсборке. (Впрочем, если Россия вступит в ВТО, то она уже не сможет предоставлять инвесторам импортные таможенные льготы.)
И вот тут выяснилось, что российские власти подготовили сюрприз, и в день открытия завода Hyundai в Петербурге, Минпромторг вынес на суд Владимира Путина идею изменить режим промсборки. Под льготный режим (полный отказ от пошлин на импорт комплектующих на 8 лет) попадут те производители, кто обязуется производить в России 300 тысяч автомобилей в год, увеличив локализацию в 2 раза по сравнению с прошлыми правилами – до 60%. Затраты на модернизацию не должны быть меньше 500 миллионов долларов. При этом производителей хотят обязать выпускать в России то, что обычно оберегается от посторонних глаз, – двигатели и коробки передач. В 2000-е годы чиновники не смогли уговорить производителей поделиться такими техническими секретами. Равно как и переносить в Россию свои центры разработок – этот пункт Минпром сейчас снова хочет включить в перечень условий промсборки.
300 тысяч автомобилей ежегодно – для одного завода это очень много. Даже в 2008 году, когда перед кризисом продажи автомобилей были на подъеме, в России на условиях промсборки было произведено 435 тысяч машин. В 2009 году – 190 тысяч, в январе-июле текущего года – 208 тысяч. Это цифры, которые привел во вторник на совещании в Петербурге сам премьер Путин.
Все работающие в России концерны говорят, что рост российского рынка по сравнению с докризисным уровнем возможен в 2014 – 2015 годах, но до какой степени: будет ли спрос на автомобили через несколько лет в предлагаемых Минпромом объемах?
Официальные комментарии на предложения Минпрома пока поступили только от Volkswagen и ГАЗа. Глава подразделения немецкого концерна в России Дитмар Корцеква сказал, что вряд ли его российский завод сможет достигнуть такого уровня локализации. Его поддержал президент ГАЗа Бо Ингве Андерсон, заявивший на совещании, что 300 тысяч автомобилей и 200 тысяч коробок и двигателей – это нереальные цифры. Остальные опрошенные нами автокомпании (в том числе работающие в Петербурге) неофициально говорят, что закрывать свои заводы, конечно, не будут, но будут рассматривать два варианта: либо повышать цены на автомобили (если им придется платить таможенные пошлины), либо экспортировать из России часть готовой продукции. (Именно последний вариант нравится Путину.)
Владимир Путин на совещании в Петербурге не сказал, что поддерживает предложения Минпрома, но заявил, что “есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт в сопредельные государства, и потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Я предлагаю всем производителям предметно подумать над перспективами увеличения мощностей и наращивания объемов выпуска машин…”. “В переводе это означает, что Минпром по идее прав, хотя цифры можно скорректировать, например, мощность в 300 тысяч машин заменить на 200 тысяч”, – объяснил, как он понял Путина, менеджер одной из иностранных компаний. “Они (инвесторы) прекрасно понимают главное – правила игры будут меняться существенно, и не один раз”, – сказал в разговоре с нашим журналом чиновник одного из федеральных ведомств.
Эксперты продолжают дискутировать – вписываются предложения Минпрома в прежние утверждения о незыблемости инвестиционного климата в России или несколько противоречат им.
Владимир БЕСПАЛОВ, аналитик УК “ВТБ капитал”:
– Думаю, раз проект Минпрома уже серьезно рассматривается, скорее всего, он будет принят. Отрицательно этот проект можно оценивать с точки зрения добавленной стоимости (ведь планки сильно возрастут по сравнению с прежними очень мягкими условиями). Но, с другой стороны, это будет стимул для повышения производительности. Вряд ли какие-то компании из России уйдут – даже без льгот здесь сборка будет дешевле, чем импорт. Разумеется, отечественные компании выиграют в первую очередь. Но и иностранные производители тоже – ведь это делает их более конкурентоспособными.
Что касается имиджа России – не думаю, что принятый режим нанесет ему ущерб. В развивающихся странах – Индии, Китае – условия изначально были жестче, они всегда активно защищали отечественных производителей. Кроме того, новый режим не исключает старые условия (не льготные). Когда истечет срок их действия, компания может либо перейти на новый режим промышленной сборки, либо работать на обычных условиях.