10 лет назад Торопецкую икону изъяли из Русского музея

Прошло 10 лет со дня незаконной выдачи из Русского музея одной из древнейших икон – Богоматери Торопецкой  – в новодельную церковь элитного поселка Княжье озеро под Москвой. Несмотря на публичные обещания патриарха Кирилла и клятвенные заверения инициатора этой передачи – владельца поселка и ктитора строительства храма – Сергея Шмакова вовремя вернуть бесценное произведение древнерусской живописи, данное им (верующим человеком) перед членами Ученого совета ГРМ, – оно не только не было вовремя возвращено, но самым вероломным образом изъято из Государственного музейного фонда, навсегда вычеркнуто из инвентаря Русского музея.

По какой-то странной причине Министерство культуры сделало вид, что для него не существует закона о неделимости Государственного музейного фонда и цельности российских музейных коллекций. Главной целью Шмакова удержать икону было, как он пытался объяснить, возвращение ее в Богородицкий Торопецкий собор, однако прошло 10 лет, и это обещание тоже оказалось ложью.

В 1936 году музейными сотрудниками ветхий, разрушающийся на глазах, черный, много раз записанный образ был спасен от уничтожения, – именно это произошло со всем остававшимся на местах убранством прежде богатых торопецких соборов и монастырей. Одигитрию бережно перевезли в Русский музей для консервации и реставрации, раскрыли от грязи и записей, копоти и почерневшей олифы. Оборотная сторона выносной когда-то иконы к тому времени была полностью уничтожена и представляла собой холст с позднейшим ремесленным изображением.

  • Так выглядела икона, когда в 1936 году ее доставили  в музей

 

С этого момента над живописью и хрупкой основой иконы велось ежегодное реставрационное наблюдение, ее нестабильное состояние не позволяло часто демонстрировать памятник даже в музейных залах. За годы пребывания в Русском музее была восстановлена история и очень непростая судьба забытого к началу ХХ века памятника, восстановлены его имя, история создания и бытования. Собственно, именно здесь реанимировали как его образ, так и его значение, высокое положение среди многих других произведений древнерусской живописи.

Теперь икона лежит в стеклянном саркофаге, в безвкусной софринской обстановке новодельного храма, который почти все время абсолютно пуст. Свидетельствую об этом с полной ответственностью. Не раз находилась там в одиночестве в течение двух-трех часов….

  • Стеклянный саркофаг в новодельном храме

  • Поселок, в котором сейчас находится икона Богоматери Торопецкой 

 

Древний образ с богатейшей историей и уникальным иконографическим и художественным замыслом унижен антихудожественным окружением, не имеющим к истории древней иконописи никакого отношения, умален среди бумажных и раскрашенных ремесленных изображений, тонущих в золоте и мраморе вокруг.

Ирина Шалина