10 поводов для иностранца не ехать в Петербург

Там на каждом углу мафия
Нужно заполнить кучу бумаг
Проблемы с электричеством и водой
Очень холодная зима
Много расистов
Россияне много пьют
Женщины интересуются иностранцами из-за вида на жительство
Большинство россиян живут в нищете
Диктаторский режим и нет демократии
Алфавит неимоверно сложный

Еще в двадцатых числах октября 2008-го председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов сообщил, что Петербург за минувший год посетило 4,7 млн туристов. Таким образом, городская программа развития туризма, предполагавшая рост до 5 млн посетителей в течение 5 лет (до 2010 года), почти что выполнена. Досрочно. В то же время петербургские отели жалуются на рост пустых коек с начала января. Кто из них прав и как еще можно увеличить число туристов, если это вообще нужно, попытались мы понять.

 

      Интуристы-невидимки

Как выяснилось, 4,7 млн – это еще заниженная оценка. За прошедшие пару месяцев кое-что изменилось.

– По предварительным данным, Петербург в 2008 году посетило 4,8 млн туристов, из них 2,3  млн – иностранные и 2,5 млн – российские, – рассказывает Николай Исаев, начальник отдела развития инфраструктуры туризма Управления по туризму при Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга. – Рост при этом составил около 10% по сравнению с 2007 годом. Но пока это только прогноз, основанный на неофициальных данных соответствующих структур. Окончательные данные даст Петростат, скорее всего в течение февраля. 

Как их считают? Счетоводов много. В Петербурге действует едва ли не самая трудозатратная система учета туристов в мире. Во-первых,  на границе туристов считают пограничники. Сводные данные со всех КПП – с финской и эстонской границы в пределах Петербурга и Ленобласти (Торфяновка, Брусничное, Нарва…), а также из аэропортов, из Морского порта и с железной дороги поступают в Росстат. Второй источник – Управление федеральной миграционной службы, оно считает всех, кто приезжает и регистрирует свое пребывание в Петербурге. Это, конечно, все гастарбайтеры, внутренние туристы, но интуристы тоже. Приезжающие иностранцы регистрируются сами либо при помощи гостиниц. Если турист приехал более чем на 3 часа, гостиница обязана уведомить об этом ОВИР, иначе ей грозит серьезный штраф.

Сами гостиницы считают туристов для себя, чтоб определиться с маркетинговой политикой – ежедневная загрузка, число своих и иностранцев, отдельно число финнов, сравнение с таким же месяцем прошлого года и т.п. Эти данные для отчета гостиницы отсылают в Городское статистическое управление, кроме того, данные по иностранцам –  в ОВИР, а по своим –  в Центральное адресно-справочное бюро (ЦАБ). Сведения о принятых туристах подают также турфирмы в налоговую, хотя и не очень подробные – налоговой все равно, кто и откуда приехал, важен общий оборот. Понятно, что каждый из этих источников в отдельности не дает полных данных, потому что в принципе дать не может, и в то же время данные об одном и том же туристе из разных ведомств пересекаются, так что в принципе одного и того же туриста запросто могут сосчитать дважды.

Проблема, которую петербургская администрация не может решить последние лет 15, – утечка туристов на границе. Пересекая финскую границу, большинство туристов едут в Петербург, но не все, какая-то часть рассасывается дальше по стране, какая – никто не знает. По старой привычке этих туристов считают как посетивших Петербург, что, конечно, завышает статистику. С другой стороны, занижают статистику туристы, которые не пользуются услугами гостиниц или живут в мини-отелях и апартаментах (отремонтированные квартиры, которые сдаются в посуточную аренду через специальные фирмы). По существующим в РФ законам они гостиницами не считаются и не обязаны сообщать данные о туристах.

– Судя по тому, как растет поток туристов официально, есть подозрение, что за туристов считают и гастарбайтеров, – рассказывает Сергей Лясковский, генеральный директор Технопарка ВИТУ, в составе которого гостиница “Маршал”. – Есть еще туристы, которые приезжают к своим знакомым, их вообще никто не учитывает, и из-за этого данные, наоборот, занижаются. И все же цифра в 4,7 млн мне кажется скорее завышенной.  Получается, что мы уже подбираемся к показателям Лондона, который ежегодно посещают 13 миллионов туристов при населении в 7 миллионов. Но как такое может быть, если в Лондоне каждые 15 секунд приземляется по самолету, а у нас – раз в 30 минут?

– По нашим оценкам, в 2008-м был существенный рост туризма, не 10%, но 5 – 7% точно, – рассказывает Алексей Мусакин, директор филиала Российской гостиничной ассоциации (РГА) по Петербургу и Ленобласти. – Заполняемость гостиниц достигла 77 – 78%, в прошлом году было существенно меньше.

В Смольном нам откровенно признались, что, несмотря на то что в этом году по настоянию губернатора был проведен конкурс на лучшую методику подсчета туристов, несколько фирм выиграли его, получили госзаказ, и окончательные данные выводятся путем усреднения данных от всех этих счетоводов, погрешность подсчетов составляет примерно плюс-минус 10%. Гастарбайтеров и других мигрантов стараются учесть и не считать за туристов, но все же такое не исключается окончательно – они находятся внутри этой погрешности.

Таким образом, если окончательные и официальные данные совпадут с нынешним прогнозом и рост действительно составит 10% с погрешностью плюс-минус 10% (по отношению к общему числу, а не к росту), пессимисты могут считать, что в Питер приехало столько же, сколько в 2007 году, а оптимисты – что на 20% больше. На самом деле это не самое важное, потому что все специалисты, которые берутся за подсчет туристов, признаются, что туристы интересуют их только с точки зрения доходов.

Известно, что туризм становится бюджетообразующей отраслью для экономики того или другого  города, когда число приезжающих в него за год туристов превышает количество жителей. Если в Петербург действительно приезжает 4,8 миллиона туристов, то их уже больше, чем официальных жителей, и доходы от туризма должны составлять основу бюджета уже сейчас. Но они составляют лишь 10 – 15%.  Это доказывает одно: если даже официальные статистические показатели не завышены или завышены не сильно, туристический ресурс используется неэффективно: глубина доения оставляет желать.

Это не означает, что нужно увеличивать цены на гостиницы, самолет и т.п. Самые успешные туристические центры делают все наоборот. (В прошлом году одна моя хорошая знакомая съездила в Давос покататься на лыжах. В итоге при увлеченности горными лыжами на  грани фанатизма на самолет, проживание, еду и на горнолыжный сервис в общей сложности она потратила раза в 2 меньше, чем на сувениры, часы и драгоценности, одежду. Объяснила это так: “В Швейцарии столько красивых вещей, что просто невозможно удержаться”.)

       Мини-житье

В октябре 2005-го правительство СПб утвердило “Программу развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2006–2010 гг.” – вывести Петербург к 2010 году в пятерку наиболее посещаемых городов Европы, а количество иностранных туристов в городе увеличить до 5 миллионов. Мер предлагалось много, но упор делался на строительство гостиниц, и прежде всего гостиниц по доступной цене. Дефицит  3-звездников отмечали все – от губернатора до последнего туроператора.

В итоге гостиниц построили довольно много (подробнее об этом в материале ….), но перекос был устранен лишь отчасти и не за счет трехзвездных гостиниц, а за счет мини-отелей и апартаментов, построенных без какой-либо связи с городской программой, на энтузиазме частных предпринимателей.

– Город предоставлял участки под строительство гостиниц по цене ниже рыночной, что, конечно, помогло развиться инфраструктуре, но строились в основном дорогостоящие 4- и 5-звездники, из новых 3-звездников – только “Ибис”, – рассказывает  Алексей Мусакин, директор филиала Российской гостиничной ассоциации (РГА) по Петербургу и Ленобласти. – Малым гостиницам и мини-отелям никаких льгот не предоставляли, слава богу, что город хотя бы не препятствовал переводу помещений в жилых домах под эти цели. В этом году нашими усилиями будет принят закон, который обяжет мини-отели также сообщать данные о туристах, а также предоставит льготы не только большим гостиницам при строительстве.

 В том, что гостиницы будут строиться и дальше, сомнений нет.  Участков, выделенных под строительство, довольно много, и оно худо-бедно идет. По подсчетам Ассоциации малых отелей, бизнес достаточно рентабельный, в первый год после открытия гостиница ведет себя как новый автомобиль – рентабельность достигает 40%, но потом запчастей надо все больше (подушки, прачки, полотенчики, ремонт), и года через 3  доходность сильно падает. Окупаемость гостиницы в среднем – от 9 до 11 лет, доходит до 15, если это крупный отель, и сокращается до 8 – 9 лет, если это крохотный хостел, где, как говорят хотельеры, “по 5 – 8 человек на кв. метр”.

       Из внутренних резервов

Большинство владельцев гостиниц и турфирм отмечают рост внутреннего туризма – говорят, что число туристов растет не за счет иностранцев, а за счет наших сограждан. С такой оценкой согласились даже в Смольном, хотя, по статистике, получается, что идет примерно пропорциональный рост – под данным Комитета по инвестициям, в 2007 году соотношение российских туристов к иностранным было 2,2 млн/2.1 млн, в 2008-м прогнозировалось 2,5 млн/2,3 млн.

 Вообще-то сейчас все должно быть наоборот. Падение курса рубля по отношению к евро привело к тому, что в России для иностранных туристов все стало намного дешевле. На тот же евро иностранец теперь может выменять на 30% больше рублей. Конечно, при этом выросли и рублевые цены. Но не так сильно. И не на все. Цены на размещение в гостиницах в основной своей массе остались на уровне прошлого года. Слишком печален был опыт 2005 года, чтоб его не учитывать. За 2 года после 300-летнего юбилея Петербурга владельцы гостиниц, рассчитывая на постъюбилейный эффект, увеличили цены на 20 – 30% и проиграли – туристов стало меньше.

Сейчас цены сдерживаются, но пока к резкому притоку интуристов это не привело.

– Туристический рынок достаточно инерционен, иностранцы могут просто не знать, что рубль подешевел, они смотрят совсем другие новости по телевизору. Вы знаете, что произошло вчера на бирже с индийской рупией? – говорит Алексей Мусакин. – St.Petersburg в штате Флорида по прежнему более известен, хотя там ничего особенного нет, он появляется на первом месте в англоязычных поисковых системах.  (Я проделал такой эксперимент, набрав St.Petersburg в английском варианте Google.com, и, о чудо, русский Петербурге был на первом месте! За ним – американский, но общее количество ссылок на флоридский Питер было в 2 раза больше, чем на русский, – около 30 млн против 15 млн на наш. – А. О.) Цены на гостиницы для них сейчас выгодные, но билеты на самолеты в Европе подорожали. Нас по-прежнему не знают. Об Эрмитаже и Невском проспекте осведомлен примерно 1% граждан за рубежом, Россию знают процентов 5 – 7, и все они уже были в Петербурге и Москве. Остальные, устав от пляжного отдыха, начинают искать что-то новенькое и натыкаются на предложения по России, поначалу радуются “О, замечательно, ушанки, медведи, поедем!”, но потом начинают считать деньги и едут в Прибалтику, где визы не нужны. Что нас спасает, так это деловой туризм, сейчас примерно каждый второй едет в Петербург с деловыми целями. Конечно, теперь будет некоторое затишье, но в течение 1,5 – 2 лет мы ожидаем резкий всплеск делового туризма, в том числе иностранного делового.

–  В январе общее число туристов упало, у нас на 46 ночевок меньше, чем в январе 2007-го, интуристов стало меньше в разы, выезжаем за счет российских, в основном деловых, – рассказывает Майя Яковлева, директор отеля “Маршал”. (Кстати, при мне руководству этой гостиницы позвонило руководство “Невского паласа” с воплем о помощи: “Ребята, спасайте, у вас в прошлый свой приезд жил турист, теперь он приехал к нам и скандалит: “У вас что, нет водяного матраса!” Где бы нам раздобыть  такой матрас?”)
– Общий баланс сейчас такой – 75% российских туристов, деловых, 25% иностранцев, – рассказывает Сергей Лясковский. –  Есть городские мероприятия, которые стабильно увеличивают нам заполняемость – Экономический форум, заседания стран СНГ, крупные совещания в Смольном. День города дает мало, “Белые дни” – вообще ничего. Слово непонятное. Что такое белые дни? Все дни белые.

– Праздники и фестивали, конечно, увеличивают поток туристов, но это движение у нас только начинается, – считает Алексей Мусакин. – Все фестивали у нас проводятся летом, когда гостиницы и так забиты. Экономический форум – в июне. Зачем его проводить в июне? Сейчас событиями стала наполняться зима. А в сентябре, например, когда погода даже для уличных мероприятий еще прекрасная, ничего нет, и весной ничего нет.

       Светлое будущее в пределах погрешности

Затеянная рекламная кампания – представление Петербурга на международных выставках, раскрутка сайтов, знаменитый ролик с медведями, гуляющими по Эрмитажу, который транслировался на западном телевидении и на оптических экранах в Лондоне, Париже и других городах – оказалась не слишком результативной. Петербургские хостельеры так считают. Опровергая это мнение, в Комитете по инвестициям нам посоветовали залезть на сайт u-tube и посмотреть там сам спорный ролик и массу положительных отзывов о нем, в том  числе от иностранных туристов. Я залез и обнаружил только один, русскоязычный, от того, кто этот ролик на сайт повесил:
“Скандальное рекламное видео Санкт-Петербурга, в котором медведи разгуливают по Эрмитажу. Превосходный ролик, на который обиделись представители властей. Видео предполагалось выпустить в эфир только европейских телеканалов”.

Но это все-таки был хотя бы какой-то вариант и какое-то продвижение. В январе в Хельсинки проходила международная туристическая выставка “Матка-2009”. В условиях кризиса финны переориентировались на внутренний туризм – на выставке были огромные разделы, посвященные каждому региону Финляндии. Стенды регионов спонсировались властями соответствующих земель. На выставке были стенды Москвы, Карелии и трех турфирм из Петербурга, которые арендовали места самостоятельно. Стенда Петербурга не было.  Ни к чему это. Туризм и так растет на 10% в год, хотя и в пределах погрешности.

В бюджете-2007 было потрачено 150 млн руб. на продвижение Петербурга как турпродукта за рубежом. В этом году на те же цели – 60 млн руб., для сравнения в бюджете Афин-2008 на продвижение закладывалось 120 млн евро.

И все равно туристы рвутся в Петербург, из каких-то своих соображений, что и позволяет хотельерам и продавцам лаптей надеяться на светлое будущее. Все это понятно, непонятно только, при чем тут Эрмитаж, который по-прежнему работает с 10 до 18, в то время как Лувр – все еще до 21, и есть один день бесплатный.    

  


Алексей Орешкин

 

_____________________________________________
  10 ПРИЧИН НЕ ЕХАТЬ В ПЕТЕРБУРГ: