Практически все проекты, которыми сегодня может гордиться Петербург, не обошлись без скандалов. «Город 812» заметил закономерность: чем масштабнее замысел – тем больше шума вокруг него. «Город 812» составил рейтинг из 10 проектов – самых крупных по финансам и самых громких по уровню шума вокруг них. Большая часть проектов уже реализована, другие еще ждут своей участи.
1. Морской фасад
330 000 000 000 рублей
Самый масштабный в Петербурге проект по финансовым затратам. Крупнейший в Европе – по созданию намывных земель. Включает намыв территорий в западной части Васильевского острова, их комплексное развитие и строительство на них же пассажирского порта «Морской фасад». Официально сумма инвестиций в проект не раскрывается. По оценкам экспертов, она достигает 330 миллиардов рублей.
Проект стартовал в 2006 году. Его инфраструктурная часть – строительство порта – успешно реализована. Девелоперская часть, связанная с намывом и возведением жилья, временами буксует в горах песка и проблем.
Сооружение порта завершилось в 2011-м: строительство велось в рамках государственно-частного партнерства. Затем 100% акций АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» были переданы городу. Его терминалы способны принимать большие океанские лайнеры длиной до 340 метров и круизные паромы. В 2017-м «Морской фасад» обслужил рекордное число туристов – 560 тысяч человек. Порт неоднократно получал награды как лучший транзитный порт, лучшее круизное направление, лучшая компания по пассажирским операциям.
Проблемы связаны с «жилой» частью «Морского фасада». Изначально право намыть в акватории Финского залива 476 га суши еще в 2006 году выиграло ЗАО «Терра Нова», аффилированное с бывшим депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Сама компания стройкой не занимается, права на освоение участков она перепродала девелоперам – Seven Suns Development, «Лидер Групп», «Ренессанс Констракшн», «Группе ЛСР» и другим.
Из запланированных 476 га суши сегодня сформировано порядка 180 га, из которых 33 гектара уже занял порт. Первоначально проект задумывался как многофункциональный: помимо жилья, предполагалось создание офисов, общественных зон, делового центра. Но пока проект реализуется в жилом масс-формате – потому что строить жилье выгоднее.
В 2017 году началось заселение первого квартала – «Светлый мир «Я-Романтик». Новоселы первыми раскрыли городу глаза на проблемы многоэтажек, кучно стоящих посреди песчаной пустыни. Рядом не оказалось ни социальных объектов, ни магазинов и вообще никакой инфраструктуры. Люди устраивали митинги протеста, вице-губернатор Албин со «спасательной командой» выезжал на место и в ручном режиме прокладывал дорогу через барханы. Он убедил застройщика добровольно, за свой счет, проложить трассу.
Когда проект только начинался, предполагалось, что возводить «социалку» на намыве будет город. Но сегодня бюджетная ситуация изменилась, и значительная часть социальной нагрузки упала на застройщиков. Им это не нравится. Но выхода нет – Смольный торопит и грозит расторгнуть договор с инвестором, если школы и сады не появятся на намыве в срок.
2. Западный скоростной диаметр
212 000 000 000 рублей
Западный скоростной диаметр – ЗСД – крупнейший в мире ГЧП-проект по созданию платных дорог.
Строительство первой в Петербурге платной трассы началось в 2004 году. Участки вводилась в эксплуатацию поэтапно. Полностью ЗСД открылся в конце 2016-го, его общая протяженность, включая съезды и развязки, – более 70 км. Автомобилисты новой дороге рады: она позволяет за 20 минут проехать из одного конца города в другой.
Проект реализован за счет бюджетных средств, а также на основании соглашения о государственно-частном партнерстве с ООО «Магистраль Северной столицы». Общий объем инвестиций – 212 млрд руб. Из них 54,2 млрд – из городского бюджета, 50,7 млрд – из федерального.
Во время строительства трассы к проекту возникали претензии у градозащитников, экологов и жителей домов, расположенных поблизости от трассы. Но самая серьезная критика связана с финансовой моделью проекта. Схема распределения финансирования не прозрачна и обременительна для города, считают некоторые депутаты петербургского парламента. До сих пор не опубликовано соглашение о ГЧП, заключенное между Правительством Петербурга и инвестором. Тем не менее известно, что соглашение предусматривает, что из городского бюджета инвестору ежегодно выплачивается компенсация в том случае, если доход от платы за проезд по ЗСД окажется ниже 9,7 млрд рублей. В 2017-м Смольный потратил на компенсации инвестору 5,2 млрд рублей. В 2018-м планируется израсходовать еще 3,1 млрд.
В Смольном называют разглашение документа «недопустимым», ссылаются на коммерческую тайну. Депутаты обращались в Генпрокуратуру с требованием проверить законность соблюдения тайны. Генпрокуратура нарушений не нашла.
3. Строительство «Лахта-центра»
100 000 000 000 рублей
Проект строительства самого известного в России, самого высокого в Европе и самого скандального в Петербурге небоскреба. Башня высотой 462 метра и связанный с ней общественно-деловой центр уже практически достроены в Лахте на берегу Финского залива. Основное предназначение здания – размещение офисов штаб-квартиры «Газпрома». Финансирование ведется за счет средств компании «Газпром нефть».
История проекта началась в 2006 году – первоначально башню для «Газпрома» высотой 300 метров хотели возвести на Охте. Проект вызвал шквал протестов со стороны городской и международной общественности, так как высотка исказила бы панораму Петербурга. ЮНЕСКО грозилось исключить город из списка объектов всемирного наследия. Башня вошла в городской фольклор и получила прозвища – газоскреб, кукурузина, огурец. Четыре года – с 2006-го по 2010-й – продолжалась борьба, после чего проект решили перенести на новое место – в Лахту.
Сейчас строительство небоскреба завершается. Теперь комплекс называется «Лахта-центр». Помимо самой башни с офисами для сотрудников «Газпрома», там появятся медицинский и спортивный комплексы, магазины, рестораны и общественные пространства.
Общая стоимость проекта не раскрывается. По оценкам экспертов, она составляет не менее 100 млрд рублей. При строительстве использовано много уникальных конструкций и технологий, разработанных специально для «Лахта-центра». Бетонирование его фундамента внесено в Книгу рекордов Гиннесса – как самая долгая непрерывная заливка бетона в мире (49 часов). Из 189 000 крупных металлических элементов, входящих в конструкцию башни, одинаковых элементов – всего две штуки.
Строительство планируется завершить к концу 2018 года. С критикой проекта по-прежнему выступают градозащитники, но без прежнего пыла. Хотя башню видно практически из любой точки в центре Петербурга, отношение к небоскребу у большинства горожан нейтральное.
4. Реконструкция аэропорта «Пулково»
50 000 000 000 рублей
«Пулково» – единственный в России аэропорт, работающий на основе ГЧП. В 2015 году в Петербурге открылся новый реконструированный терминал. Ни копейки городских денег не было потрачено на его модернизацию.
Проект был начат в 2008 году. Конкурс на реконструкцию аэропорта «Пулково» выиграл консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) в составе ВТБ Капитал, Fraport AG и Copelouzos Group. Смольный и ВВСС заключили концессионное соглашение сроком на 30 лет.
Город передал инвестору аэропорт в управление, а инвестор обещал превратить его в современный авиахаб с пропускной способностью не менее 35 миллионов человек к 2040 году. В течение этого срока заниматься развитием аэропорта и получать прибыль от эксплуатации будет ВВСС. При этом 11,5% от доходов консорциум отдает в городской бюджет (это условие записано в соглашении о ГЧП).
За минувшие 10 лет построены новое здание пассажирского терминала, гостиница, бизнес-центр, парковки, реконструированы аэродромные зоны и инженерные системы. В итоге аэропорт преобразился – стал просторным и удобным.
Согласно договору, заключенному с инвестором, Петербург и Ленинградская область обязались не строить других пассажирских аэропортов в течение 30 лет. Авиаперевозчики периодически жалуются на высокие цены на аэропортовое обслуживание в «Пулкове». Поэтому и авиабилеты в Петербург дорогие.
В ближайшее время аэропорту снова предстоит расширяться. К концу 2018 года, по прогнозам, пассажиропоток «Пулкова» достигнет 18 млн человек – это расчетный «потолок» его пропускной способности. Для решения проблемы ВВСС может вновь ввести в эксплуатацию закрытый в 2014-м терминал «Пулково-2». Это позволит оттянуть строительство второй очереди аэровокзала. В любом случае ВВСС придется возводить еще один терминал для внутренних рейсов, чтобы принимать расчетные 35 миллионов пассажиров к 2040 году.
5. Деловой квартал «Невская Ратуша»
29 700 000 000 рублей
Самый громкий проект, связанный с переездом комитетов Смольного.
В середине 2000-х появилась идея создания нового административно-делового квартала, где под одной крышей разместилась бы почти вся городская исполнительная власть. Проект так и называли сперва – Смольный-2.
В новый деловой центр должны были переехать часть городских комитетов и управлений, которые сегодня располагаются в разных зданиях. Это позволило бы снизить затраты на ремонт и содержание помещений в два раза.
Под будущий Смольный-2 отдали территорию в 6 га бывшего трамвайного парка в районе Дегтярного переулка. Инвестором стало ЗАО «М» – партнер ВТБ. Инвестор обязался возвести комплекс зданий с бизнес-центрами, гостиницами, ресторанами, общественными пространствами, фитнес-центром и паркингом. Общая площадь – порядка 350 тысяч квадратных метров. Общая стоимость проекта – 29,7 млрд рублей. Предполагалось, что строительство завершится в 2010 году, но оно затянулось до 2016-го.
Согласно договору с инвестором, город обязался выкупить в «Невской Ратуше» 95 тысяч кв. метров за 14,4 млрд рублей в рассрочку. Но сегодня сумма выкупа (с учетом процентов) составляет уже более 20 млрд рублей.
После смены губернатора намерения властей относительно «Невской Ратуши» поменялись. Город был бы рад избавиться и от своих обязательств по выкупу помещений и от переезда. Власти пытались найти желающего купить помещения, но не нашли.
Предполагалось, что комитеты Смольного (первоначально хотели переселить 18 комитетов, потом – 15, теперь говорят о 13 комитетах и пяти-семи подведомственных учреждениях) переедут в «Невскую Ратушу» в начале 2018 года. Теперь речь идет о сентябре 2018-го.
Освободившиеся «из-под» комитетов особняки (многие из них являются памятниками) предполагается продать или сдать в аренду. По одной из версий, здания хотят продать китайским бизнесменам.
6. Экспофорум
33 000 000 000 рублей
Конгрессно-выставочный центр (КВЦ) Экспофорум сегодня – самая современная в Европе площадка для деловых и развлекательных мероприятий любого масштаба. Построен на Пулковском шоссе, неподалеку от аэропорта. Для реализации проекта в 2008 году было создано АО «ЭкспоФорум», подконтрольное структурам «Газпрома». Комплекс открылся в 2014 году и стал «домашней площадкой» для проведения Петербургского международного экономического форума. Размер инвестиций в проект официально не раскрывался, по экспертным оценкам, он составил не менее 33 млрд рублей.
На территории комплекса (56 га) расположены конгресс-центр на 10 тысяч человек, два бизнес-центра, три вертолетные площадки, таможенно-логистический комплекс, рестораны, медицинский центр, комната матери и ребенка, церковь Смоленской иконы Божией Матери и парковка на 4700 автомобилей.
В конце прошлого года разгорелся скандал в связи с обнаружением воинского захоронения при строительстве развязки к КВЦ. В итоге АО «ЭкспоФорум» взяло на себя обязательства по корректировке проектной документации транспортной развязки, чтобы не тревожить захоронение.
7. Новая Голландия
12 000 000 000 рублей
Проект реконструкции Новой Голландии эксперты называют одним из самых удачных в Петербурге. Рукотворный остров с сетью каналов в центре города всегда был закрыт для простых горожан, так как 300 лет им владели военные. В 2005 году Минобороны передало остров городу. В 2010 году компания Millhouse Романа Абрамовича выиграла тендер и приступила к проекту реставрации и современного приспособления острова. Согласно условиям тендера, в течение семи лет компания должна была вложить в реконструкцию 12 миллиардов рублей.
В 2011 году остров впервые был открыт для посещения. Он превратился в пешеходную зону с парком, прудом, детской площадкой, креативными пространствами. Реконструкция всех объектов должна завершиться к 2025 году. Основную площадь зданий комплекса займут офисы, под них предусмотрено отдать 20 тыс. кв. м. Под выставочные и образовательные функции – 5,2 тыс. кв. м. Еще 9 тыс. кв. м займут торговые помещения, и 4 тыс. кв. м – рестораны. В двух зданиях, расположенных вдоль Адмиралтейского канала, появятся апарт-отели.
В первоначальных вариантах реконструкции острова предполагалось создание парковки. Но позже она из проекта исчезла. В итоге соседством с Новой Голландией оказались несколько расстроены жители близлежащих домов. В Смольном говорят, что ведут поиск места под парковку на 2 тысячи машиномест. Возможно, она разместится в одном или нескольких аварийных зданий в этом районе.
8. Подземные паркинги в историческом центре
300 000 000 евро
Проект-неудачник по строительству сети подземных парковок в центре Петербурга был начат в 2008 г. К 2015 году компания ООО «ПаркингИнвест» совместно с французской Vinci Рark собиралась соорудить 10–15 автостоянок под Конюшенной и Греческой площадями, под Большой Конюшенной и Потемкинской улицами, под Таврической, Кирочной и другими. Глубина расположения паркингов – 12–20 метров, вместимость – от 200 до 700 машин. Общая стоимость программы – примерно 300 млн евро. Инвестор получил три участка в центре Петербурга для проведения изыскательских работ. Но что-то пошло не так. И мегапроект с подземными паркингами просто заглох. Нельзя сказать, что он похоронен совсем: периодически власти или бизнес о нем вспоминают.
9. Реконструкция Апраксина двора
40 000 000 000 рублей
Больше десяти лет власти города пытаются превратить Апраксин двор (Апрашка в народе) в «современный культурно-деловой» центр. Но полудикий рынок, расположенный там, уже пережил три попытки реконструкции и сейчас переживает четвертую. Ничто его не берет.
В 2008 году реновацией Апраксина двора занялась компания «Главстрой» Олега Дерипаски. Инвестор планировал вложить в проект 40 млрд рублей и радикально изменить территорию. Но ничего не вышло. Сейчас «Главстой-СПб» и Смольный судятся между собой.
В 2015 году Смольный создал УК «Апраксин двор», на 100% принадлежащую городу. В конце прошлого года Совет по сохранению культурного наследия одобрил (уже четвертый по счету) вариант проекта реконструкции Апраксина двора, выполненный Архитектурным бюро «Студия 44».
Согласно проекту, на месте Апраксина двора появится музейный квартал, креативный кластер, галерея искусств и ремесел, театр. В корпусах устроят апартаменты, гостиницы, кафе, рестораны, продуктовый рынок, офисные и административные помещения.
Одна из главных причин, мешающих воплощению любых планов по реконструкции Апраксина двора, – большое количество мелких собственников и арендаторов, которые не хотят покидать насиженные места. Что делать и как с ними договориться – внятного решения проблемы пока нет.
В Смольном обещают, что торговцы Апраксина двора начнут освобождать территорию уже в середине 2018 года.
10. Новый зоопарк
1 000 000 000 рублей (потрачено)
Проект создания нового зоопарка – ветеран долгостроя «на бумаге». Город вынашивает планы по строительству современного зверинца с 1996 года. В начале 2000-х появился реальный проект, который предлагалось воплотить в жизнь на территории Юнтоловского заказника. Но защитники природы так активно встали на защиту заказника, что в 2012 году от строительства в Юнтолове отказались, потратив на разработку документации более миллиарда рублей.
К 2016 году проект зоопарка ожил вновь: зверинец решили строить на Ржевке. Но там снова начались протесты экологов и жителей, опасавшихся, что зоопарк уничтожит уникальный природный ландшафт Ржевского лесопарка. Проект снова заглох.
Одна из причин, почему городу нужен новый зоопарк, – нехватка слонов. Их в Петербурге нет, так как содержать негде. К 300-летию города правительство Индонезии подарило Петербургу двух слонов. Но Валентина Матвиенко, тогдашний губернатор Северной столицы, отказалась от доставки подарка: «Держать их здесь негде», – сказала она. Сколько еще ждать городу слонов – неизвестно.
Елена Роткевич