В Петербурге прошел митинг в защиту петербургской культуры. Говорили о директоре Российской национальной библиотеки Вислом. О его вредной роли. Уточню, как эту его роль понимаю я, – чтобы ни у кого не было иллюзий.
Вислый – один из бригадиров ОПГ Мединского, прислан для захвата главного здания РНБ и в целом для ее уничтожения. Именно в этом заключена главная опасность, исходящая от него, а не в его полной некомпетентности в библиотечном деле или в антиконституционном приказе, лишающем сотрудников права на свободное выражение своих мыслей и принуждающем их к молчанию.
Что касается Мединского, то он является одним из средств реализации государственной концепции ликвидации культуры по той модели, которую гениально кратко, как и все, что он делал, сформулировал Ильич: “Я, знаете, в искусстве не силен… Искусство для меня – это что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык, дзык! – вырежем. За ненужностью”.
Вот сейчас мы и наблюдаем начальный период “вырезания за ненужностью” Российской национальной библиотеки, а также ряд других аналогичных антикультурных феноменов – например, в отношении государственных музеев (отдельный большой вопрос). Или вот недавно А.Калягин вдруг сообразил, что ведется кампания “по дискредитации культурной сферы” и в своей неподражаемой приспособленческой манере, давно отработанной на целом ряде театральных и киноролей, задал сразу шесть риторических вопросов: «Для кого ведется эта кампания? Для народа? Для политических элит? И почему именно сейчас, накануне выборов в стране? Нас хотят выкинуть на обочину общественной жизни страны? Кто-то старательно пытается изолировать деятелей культуры и лишить Президента их поддержки?»
Мне вспомнился гениальный Салтыков-Щедрин: “Щука так выразительно щелкнула по воде хвостом, что как ни прост был карась, но и он догадался”. Сначала дискредитация – потом ликвидация: вспомним хотя бы кампанию по дискредитации КПСС в конце 1980-х гг.
Вернусь к основной теме. КПСС содержала государственные библиотеки, а КГБ, который, наконец, избавился от КПСС и сам пробился к власти после периода первоначального накопления капитала в 1987 – 1999 гг., всегда их ненавидел как рассадники ненужного знания и теперь решил с этим вопросом разобраться. Как и со всей культурой в целом.
Кстати, вторая очередь нового здания РНБ на Московском проспекте весьма символична для этого процесса: вроде строили библиотеку, а получилась тюрьма.
Михаил Золотоносов