Дмитрий Медведев отправил в отставку директора Российской национальной библиотеки Александра Вислого. Новым директором назначен Александр Вершинин из Президентской библиотеки (он как раз на фото).
Вислому давно надо было совершить этот героический шаг, все равно он жил в Москве со своей семьей, а здесь появлялся вахтовым методом, не вдумываясь подмахивая приказы и распоряжения, которые ему готовили Е. Тихонова, зам. генерального директора по библиотечной работе, и А. Лихоманов, советник генерального директора.
Поскольку в работе Российской национальной библиотеки я разбираюсь гораздо лучше и старого директора и нового, с удовольствием обозначу двенадцать первоочередных проблем, которые надо решать.
1) Кадровый вопрос. Он распадается на две части. Первая часть – это полная санация администрации, поскольку старая администрация полностью себя скомпрометировала поддержкой всех безумных прожектов Вислого: от организации банковского корпоратива до идеи «музеефикации» главного здания с депортацией всех книг Русского фонда на Московский пр. Без обновления администрации остановить быструю деградацию РНБ невозможно, тем более проводить меры по ее развитию.
Должны быть уволены уже упомянутая Е. Тихонова, зам. генерального директора по научной работе В. Фирсов (именно он подводил «научный» базис под музеефикацию главного здания, который фактически являлся попыткой его рейдерского захвата), зам. генерального директора по информатизации О. Шорин, который тоже живет в Москве, занимая там должность директора Библиотеки естественных наук РАН, а также советники генерального директора А. Лихоманов и Е. Товстенко, ведающая финансами, за которой тянется информационный шлейф с того времени, когда она работала в консерватории, а потом неведомым образом попала в РНБ. Также необходимо выгнать В. Осетинского, который, получая немалую по библиотечным меркам зарплату, вообще непонятно чем занимается с января 2018 г.
Новые заместители должны занять должности исключительно по конкурсу. Это же касается и заведующих отделами. Что касается советников, то вообще непонятно, зачем они нужны при дееспособной администрации, сотрудники которой ежедневно ходят на работу.
Численность и денежное содержание администрации непозволительно раздуто.
Вторая часть кадрового вопроса – это восстановление численного состава сотрудников основных отделов, поскольку сокращения привели к тому, что РНБ не в состоянии выполнять свои уставные функции. Это касается прежде всего Информационно-библиографического отдела (ИБО) и Отдела библиографии и краеведения. Возможно, не хватает сотрудников в Отделе обработки и каталогов, что проявляется в длительных сроках (до полутора и более лет) от поступления книги в РНБ до ее выдачи читателю.
2) Необходимо срочно переписать Концепцию развития РНБ, сделав ее конкретной, а не бессмысленно расплывчатой, а также исключить из нее все функции, которые ей навязал Вислый, – прежде всего работу на курируемую лично им Национальную электронную библиотеку. Это непрофильная задача для РНБ, которая по Уставу не обязана содержать нахлебников. В Концепции надо прописать, что РНБ – это прежде всего собрание книг, журналов и газет, напечатанных на бумаге, а не собрание электронных муляжей.
Также надо заново продумать и в Концепции заново прописать размещение фондов и отделов по всем зданиям РНБ, отказавшись даже от намеков на передислокацию Русского фонда из главного здания и перемещение в негодные помещения второй очереди Нового здания на Московском пр. отделов комплектования и обработки и каталогов.
3) Следует полностью отказаться и от идей перестройки главного здания, создания «библиотечных двориков» с новым входом через двор с Садовой ул. и т.п. Все эти строительные фантазии нужны только для освоения средств.
4) Следует отказаться от увода средств, получаемых РНБ, по двум направлениям. Первое направление – это иностранное программное обеспечение ALEPH, которое не удовлетворяет все потребности гигантской РНБ, но зато позволяет легко выводить деньги за рубеж на счета иностранных фирм. ALEPF целиком связан с Вислым и Шориным, и уйти из РНБ это программное обеспечение должно вместе с этими персонажами. Необходимо срочно приступить к разработке собственного программного обеспечения, которое в полной мере отвечало бы всем нуждам РНБ и не заставляло бы платить неизвестно кому за каждое исправление многочисленных недоработок и ошибок, которые зарубежные программисты допустили.
Второе направление увода средств – это бесконтрольная трата денег на обеспечение безопасности всего, что только можно придумать. За этим стоит приобретение оборудования, возможно, по завышенным ценам, которое РНБ, как я предполагаю, не нужно в принципе, поскольку поставлена ложная задача создать безумное контрразведывательное обеспечение всей деятельности РНБ, включая слежку за сотрудниками и взаимные доносы. Все это надо тщательно проанализировать.
Также необходимо разобраться с тендерами на закупку оборудования, связанного с безопасностью, превращенной в некий фетиш, присмотреться к фирмам, которым на этих тендерах патологически везет в течение многих лет и которые до 80% своей прибыли получают только за счет средств из РНБ.
Основные средства, получаемые РНБ из бюджета, должны расходоваться на библиотечную и библиографическую работу.
5) Необходимо занять решительную позицию в отношениях с Министерством культуры по вопросу о том, должна ли РНБ сама зарабатывать неведомым образом деньги или нет. РНБ – бюджетное учреждение, и налагать на нее контрибуцию в виде обязательного объема средств, которые она должна заработать, – незаконно.
6) Необходимо выбрать Ученый совет, который в полной мере соответствовал бы своему названию и назначению с учетом того, что библиотека всегда имела статус НИИ библиотековедения и библиографоведения. Сейчас Ученый совет заполнен людьми без ученой степени, попадающих туда просто по должности.
7) Новый генеральный директор обязан добиваться от Министерства культуры отмены бессмысленных для национальной библиотеки показателей, по глупой традиции включаемых в госзадание: посещаемость, книговыдача и оцифровка.
8) Новый генеральный директор обязан начать активную работу с Книжной палатой по неукоснительному выполнению закона «Об обязательном экземпляре», который сейчас выполняется очень плохо.
9) Отдельный большой и больной вопрос – каталоги РНБ, прежде всего Генеральный алфавитный карточный каталог, так и электронные, в том числе сканированная копия Генерального алфавитного карточного каталога. Все они имеют лакуны, вопрос о сверке стоит давно, но нет кадров, чтобы этим заниматься. Библиографические записи в Генеральном электронном каталоге в большом числе случаев сделаны настолько неумело, что не найти книгу ни по названию, ни по автору. Особенно это касается серийных изданий. Чудовищно описана периодика, например «Литературная газета». Вместо таблицы-календаря каждый номер занимает отдельную строку. Практически не восстанавливаются лакуны, выявленные при сравнении со сканированным карточным ГАК. Не исправляются ошибки в Генеральном электронном каталоге.
10) Самостоятельная проблема – электронный каталог Русского журнального фонда, который формально есть, но фактически неработоспособен, причем им не занимается никто.
Необходимо выделить необходимое финансирование на комплектование, поскольку далеко не все книги теоретически могут поступить по закону об обязательном экземпляре. Совершенно – из-за отсутствия средств – запущена работа по ретрокомплектованию, по заполнению лакун. Список desideratum растет быстрее, чем удается заполнять лакуны. Для национальной библиотеки это недопустимо.
11) Отдельный вопрос связан с юридической службой РНБ. Ее кадровый состав нуждается в стопроцентном обновлении. Также необходимо отменить ряд одиозных и противозаконных приказов Вислого, начиная с Кодекса профессиональной этики и некоторых одиозных приказов, запретивших критику руководства и сообщение прессе сведений о деятельности РНБ, и заканчивая запретом на чтение книг, попадающих в Федеральный список экстремистских материалов, что нарушает и конституционное право, и ряд федеральных законов. Сюда же относится, например, прейскурант на сдачу читальных залов в главном здании в аренду, в том числе ночную, для неких мероприятий. «Законотворчество» Вислого – это отдельная история, с которой надо тщательно и быстро разобраться.
12) Важнейший вопрос – осмысленность сканирования документов. Сейчас это делается без научно сформированной программы, в интересах, с одной стороны, валовых показателей оцифровки по госзаданию, с другой стороны – в интересах НЭБа. В частности, давно назревший вопрос о сканировании ряда газет – в первую очередь «Нового времени», «Биржевых ведомостей», «Ленинградской правды» и т.д. – вообще не ставится и не рассматривается.
Михаил Золотоносов