Поставили новый блокадный памятник. Что в этом плохого?

К очередной годовщине снятия Блокады на площади Мужества торжественно открыли очередной памятник. У него долгая история. Конкурс проводился еще 3года назад, и по итогам общественность радовалась, что победил боле-менее абстрактный проект, а не очередная реинкарнация соцреализма с низким качеством исполнения. И это, конечно, правильно. Новый монумент стоит в окружении унылых позднесоветских домов и является хорошим украшением для этого места. Но не более того.

Есть памятники, которые цепляют. Мемориал 11 сентября в Нью-Йорке — выложенные гранитом котлованы на месте фундаментов башен-близнецов, по стенам которых вниз стекает вода. Или памятник жертвам Холокоста в Берлине— бесконечные ряды бетонных блоков, среди которых чувствуешь себя маленьким потерянным человеком внутри давящей безликой массы.

Мемориал жертвам 11 сентября, Нью-Йорк

Мемориал жертвам Холокоста, Берлин

Памятник блокадникам на площади Мужества очевидно не может с ними конкурировать. Понятно, что для таких мемориалов, как в Берлине или Нью-Йорке, в Петербурге нет места, денег, талантов, смелости и всего остального. Хотя поставленный 15 лет назад скромный памятник “Женщинам, защитившим Ленинград” на Кронверкской улице выглядит очень достойно, а монумент “Героическим защитникам Ленинграда” на пл. Победы – весьма масштабно.

Памятник “Женщинам, защитившим Ленинград”

Но уровень монумента на площади Мужества – это образцы соцреализма времен заката советской власти. Например, фаянсового фонтана, в бывшем магазине “Цветы Болгарии”, а ныне “Семья” на Каменноостровском проспекте.

Фонтан в магазине “Семья”

Тут можно порассуждать, что сооружение памятника в формате элемента благоустройства или садовой скульптуры оскорбляет тех, кому он поставлен. И снижает всемирно-историческое значение события, которому посвящен. Особенно в сравнении с гораздо более качественными монументами. Но борьба с оскорблением чувств, памяти, величества и пр. уже монополизирована героями политических шоу на отечественном телевидении и в Государственной думе. Конкурировать с ними в этом – не только бессмысленно, но и противно.

Просто, если нельзя поставить памятник, который будет действительно выдающимся, то зачем ставить вообще? Чтобы в какой-нибудь отчетной таблице в графе «Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию» вписать очередную галочку?

Антон Мухин