О декабристах сейчас даже не знаешь, как и говорить. Иноагенты? Несомненно. Въехали на конях (чуть не написал на танках) в Европу и вредных тамошних мыслей нахватались. Плюс круг чтения. По свидетельству, Павел Пестель, принимая новых членов в свое «Южное общество», побуждал их к внимательному чтению «Беккария, Филанжери, Маккиавели, Вольтера, Гельвеция, Сэя, Смита и прочих в сем роде политической экономии и философии». Таким образом, иностранное влияние очевидно.
Однако, как мы хорошо знаем, это все – мелочь! Не то что экстремисты, а отъявленные террористы. И скрыть этот факт невозможно. Да они и не скрывали. Вот тот же Пестель в своем программном документе «Русская правда» декларировал убийство всех членов императорской семьи, чтобы никто не мог претендовать на верховную власть по праву крови (по словам автора, это «не преступление уголовное, а политический акт»). Юровский с компанией почти сто лет спустя реализовали это программное требование.
Можно продолжить. Петр Каховский. На Сенатской площади убил командира лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Стюрмера и выдающегося героя Наполеоновских войн, генерала-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Милорадовича. Правда, в последнем случае князь Евгений Оболенский штыком помог. В любом случае, даже пассивно стоявших на Сенатской площади можно подвести, как минимум, под нынешнюю ст. 278 УК РФ «насильственный захват власти, …, а равно изменение конституционного строя».
Правда, в то время конституционного строя в стране не было. Его как раз предлагали декабристы. «Северное общество» в Конституции Никиты Муравьева с ходу провозглашало, что «русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». Понятно, что сие тождественно отмене крепостного права. Далее, в п.13 этот документ уточнял: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается». В «Русской правде» то же самое. «Народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства». И «рабство должно быть решительно уничтожено».
Однако если «северяне» полагали возможным практически сразу погрузить Россию в цензовую демократию, то «южане» (по сути, Пестель) предполагал переходную диктатуру Верховного правителя. Видимо, себя в этой роли видел (а кого же еще?). Чем-то это смутно напоминает будущую доктрину большевиков о диктатуре пролетариата как переходном состоянии. Пусть у большевиков речь шла не о переходе к представительному правлению, а к безгосударственному обществу.
Пестель был рьяным апологетом «единой и неделимой». Ради «благоудобства» все народы Российской империи не должны иметь и намека на политическую субъектность. Исключение – Польша. Ей, в лучшем случае, отводилось место страны-сателлита. Что-то похожее Иосиф Сталин организовал в Восточной Европе много лет спустя.
Стоит упомянуть, каким оригинальным образом Пестель собирался поступить с евреями. Собрать и направить в Османскую империю. Как он полагал, 2 млн евреев ее пройдут и, похоже, обоснуются на исторической родине. Так вот кто оказывается отец-основатель политического сионизма и идеи алии!
Малоизвестный факт. Экономические требования декабристов базировались на передовой экономической мысли того времени. Декабрист Никита Тургенев был одним из первых российских экономистов. Его перу принадлежала работа «Опыт теории и налогов» (1818). Он продолжил свое творчество в эмиграции и даже много лет спустя, вернувшись на родину по амнистии накануне Великих реформ. Но его первая работа, где он выходил за пределы чистой теории налогообложения и проповедовал классический либерализм Адама Смита, оказала влияние на декабристов. Более того, историки предполагают, что экономические идеи Конституции Никиты Муравьева на самом деле продукт другого Никиты – Тургенева. Последний, по понятным причинам, это не афишировал.
Если Никита Тургенев известен в истории русской экономической мысли, то не менее известным экономистом мог при других обстоятельствах стать тот же Пестель. В его бумагах была найдена рукопись солидной работы «Практические начала политической экономии» (не позже 1819 года). Ее анализ показывает, что она не является дилетантским произведением. По научному уровню она ничуть не уступала работе Тургенева. Если в «Практических началах» Пестель был близок к классическому либерализму Смита, то далее, к моменту написания «Русской правды» (1824) его взгляды эволюционировали в сторону социалистических учений. Впрочем, он сохранял оригинальность, и назвать его в полной мере социалистом было бы явно ошибочным.
Подробнее о том, как формировалась экономическая платформа декабристов и что она собой представляла можно узнать из анонсируемого ниже мероприятия.
Андрей Заостровцев
Профессор А.П. Заостровцев прочитает публичную лекцию «Экономические взгляды и программы декабристов» в среду, 10 декабря, в помещении ГК «Колвэй» на Невском пр., 120 (вход с пл. Восстания). Начало лекции в 19:00.
Мероприятие организовано Фондом Айн Рэнд, вход бесплатный, подробности тут.
