Помпеи, Геркуланум, Стабии (это только самые известные точки в окрестностях Везувия) копают почти 300 лет. Что найдено, постепенно собирается в музеях. Археологи продолжают работать – пятая часть Помпей еще не раскопана. Широкая публика имеет возможность наблюдать то, что уже найдено. Постоянно – в Италии, реже – в других местах. Сейчас – на Дворцовой набережной в Манеже Малого Эрмитажа. Там работает выставка «Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей».
Причина первая. Большинство русских узнали о Помпеях в 1834 году после брюлловского «Последнего дня» и с тех пор забыть не могут. Античный город у подножия Везувия стал почти таким же элементом петербургской мифологии, как Медный всадник. Помпеи уничтожило извержение, случившееся в 79 году н.э. Точнее, погибли те, кто не успел или не захотел (как древнеримский писатель Плиний-старший) бежать. И конечно, погибло все, что могло гореть. Но остались фрески на стенах вилл богатых горожан.
Причина вторая. После первых раскопок в XVIII веке фрески стали демонтировать и использовать как картины. Магия помпеянских фресок «Причесывающаяся женщина», «Геракл и Несс», «Раненный Эней», «Фетида и Гефест», «Актер с маской» такова, что выдерживают любую конкуренцию – хоть с шедеврами Возрождения, хоть с высоким классицизмом. Больше того, сейчас выглядят как созданные художниками, знакомыми с экспрессионизмом, поп-артом и другими течениями в искусстве ХХ века.
Причина третья. Все, что не фрески, ничуть не слабее. Бронзовый Аполлон является одним из символов нынешних Помпей как музея-заповедника под открытым небом. По тому же разряду вполне могут числиться бюст императора Тиберия и скульптурное изображение Марка Олкония Руфа, мозаики «Портрет женщины» и «Академия Платона».
Понятно, что в Петербурге это можно увидеть в первый и последний раз. Также как и «Синюю вазу» из стекла, мраморного «Копьеносца Дорифора», оружие гладиаторов, кухонную утварь, античный сейф и самовар. Повседневная жизнь города, общественная и культурная жизнь которого впечатляет даже по современным меркам.
Каждый зритель найдет в этом проекте что-то интересное именно для себя. К трем сотням итальянских предметов добавлены помпеянские из собрания Эрмитажа – например, бронзовый безмен с противовесом в виде бюста юного Калигулы. Его нашли при раскопках во время визита в Помпеи Николая I. И подарили русскому царю элегантную вещицу. Наш выбор – «Рельеф с танцующим сатиром» I в. до н.э. из Дома Золотых Амуров в Помпеях. Даже не верится, что его неизвестный автор не читал «Фауста». Или «Мастера и Маргариту».
Вадим Шувалов