За месяц мирового проката «Аватар» Джеймса Кэмерона получил «Золотой глобус» и собрал $1435 млн. Это — вторая касса после его же «Титаника», в свое время ставшего технологическим прорывом. «Аватар» уже на 300 млн обогнал самые кассовые блокбастеры. Вряд ли это было бы возможно, если бы планету Пандора снимали и показывали в обычном формате 2D
– Вот сидишь ты, значит, в очках сварщика, они же 3D, и тут в фильме разлетается пепел от горящего дерева. И ты хочешь протянуть руку, чтобы поймать кусочек пепла. Протягиваешь руку. И тут в нее — волосы впереди сидящей дамы, которая восклицает: “Молодой человек, куда это вы руки тянете?!”
Реакция блогера vsebuhor предсказуема. “Аватар” и впрямь открывает новую эпоху, причем не только в кино, но и во всей индустрии развлечений: после него она просто обязана перейти на рельсы 3D — хотя бы из финансовых соображений.
“Аватар” стоил $237 млн, но уже окупился почти семь раз, пишет rusrep.ru. Для сравнения: “обычный” блокбастер “2012” стоил $200 млн, а собрал всего лишь $760 млн. Большая часть бюджета “Аватара” ушла на создание спецэффектов, а не на гонорары суперзвездам, которых в фильме Кэмерона нет (за исключением эпизодической роли редко снимающейся Сигурни Уивер). В индустрии кино грядет перераспределение бюджетов: деньги будут вкладывать не в звезд, а в технологии, то есть в конечном счете в ощущения зрителя.
И не только в кино. Не за горами массовое производство 3D−телеви¬зоров, 3D−мобильников. Уже сейчас в 3D можно смотреть трансляции спортивных матчей и оперных спектаклей. “Аватар” вдохновил даже порнографов, которые собираются переводить свою продукцию в новый формат.
На первых сеансах братьев Люмьер зрители бежали от надвигающегося на них с экрана поезда или наведенного ружья. Такое же ощущение головокружения и физического дискомфорта испытывают сейчас некоторые зрители “Аватара”, особенно те, кто не привык к 3D и кто не обладает стопроцентным зрением. Но создатели 3D уже работают над этой проблемой, обещая в скором времени абсолютно безопасные для здоровья очки или даже технологию, при которой очки вообще не понадобятся.
Вся история кино — это попытка преодолеть границу между экраном и залом, миром реальным и виртуальным. В кинематографе изобрели звук, цвет, широкий экран, стереоэффекты, звук Dolby, компьютерные спецэффекты — и вот теперь формат 3D, позволяющий зрителю ощутить себя участником экранных событий. Зрителю, который прикован к креслу в зале так же, как герой “Аватара” к инвалидной коляске, 3D предоставляет массу возможностей. И скоро мы сможем не только оказаться внутри экранной реальности, но и попробовать ее на ощупь и на вкус, а также влиять на то, что в ней происходит. В компьютерных играх, к примеру, это уже возможно.
Человечество производит утопии на протяжении всей своей истории, но никогда еще они не были такими реальными и убедительными, как в 3D. “Высокие технологии — низкий уровень жизни”, — предупреждал американский фантаст Гарднер Дозуа. Не случайно “Аватар” вышел в год мирового экономического кризиса, климатических катаклизмов и других угроз, нависших над человечеством. Пластиковые очки 3D, переносящие зрителя на прекрасную планету Пандора, оказались самой надежной защитой от этой реальности.
Пятнадцать лет назад, когда Кэмерон придумал “Аватар”, но технологий для его съемки еще не было, его бывшая жена Кэтрин Бигелоу сняла по его сценарию киберпанковскую антиутопию “Странные дни”. Там ближайшее будущее — это постиндустриальные руины, а человек может получить удовольствие лишь одним способом: подключиться к компьютеру, надеть специальный шлем и смотреть записанные на диск чужие сны, испытывать реальные переживания других людей.
Надев шлем, можно ощутить то, что чувствует незнакомая девушка во время секса, или даже то, что происходит с кем-нибудь в момент смерти. И все это абсолютно безопасно — чем не радикальный вариант нынешнего 3D?