Это самый большой проект из 4-серийного выставочного блокбастера Русского музея, который посвящен 100-летию русской революции и назван в честь картины Павла Филонова 1913 года «Цветы мирового расцвета». Большинство картин хорошо известны и много раз выставлялись. Тем не менее сходить надо.
Причина первая. Отбросим сослагательное наклонение. Это искусство (что Репин в аллегорической картине «Какой простор», что Филонов в картине-метафоре «Пир королей») стало возможно только потому, что произошли революции 1905-го и 1917 года. И выставка это убедительно доказывает, совмещая живопись с цитатами из писем художников и их мемуаров.
Причина вторая. Эта редкий в новейшей истории Русского музея проект, который сделан без спонсорской помощи с ее настойчивыми пожеланиями (понятно, их музей не может игнорировать). И сразу видно улучшение качества выставочного продукта.
Причина третья. Проект «Мечты о мировом рассвете» мог бы стать постоянной экспозицией русского искусства первой трети ХХ века. Современно выстроенной экспозицией без хронологии и разделения художников по направлениям в искусстве. Как общая яркая вспышка, озарившая Серова, Малевича, Кустодиева, Татлина, Древина и Самохвалова.
Причина четвертая. Надо увидеть впервые за постсоветское время раскатанное с вала огромное (5,6х5,5 метров) панно «Революция» Александра Андреева и его ученика Николая Ульянова, о котором больше ничего не известно. Судя по датировке на обратной стороне холста, панно создано в 1928–1929 годах.
По одной из версий, это произведение называлось «Страшный суд». По другому предположению, человек, грозно машущий кулаком, – Ленин, а не рабочий. Панно поступило в Русский музей из Музея революции предположительно в 1953 году без особых примет и описаний.
Причина пятая. Осмотрев экспозицию, быстрыми решительными шагами пройти через весь музей в Михайловский дворец и посмотреть на икону «Ангел Златые Власы», которая стала так знаменита в последние дни.
Вадим Шувалов