Казалось, после блокбастера «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. История создавалась здесь» трудно придумать что-то интересное на тему 100-летия русской революции. Но Эрмитажу удалось превратить в увлекательное политическое шоу выставку «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда».
Причина первая. Посмотреть на классику русского авангарда – агитационный фарфор 1919–1924 годов на фоне последующей пропаганды на обожженной белой глине. От блистательной «Тарелки кубистической» Сергея Чехонина до какого-нибудь сервиза с лицами стахановцев, вазы с папанинцами или сахарницы с портретом академика Александра Ферсмана – огромная дистанция.
Причина вторая. Увидеть декоративное блюдо «Ужас» того же Чехонина из частного собрания. В 1918–1923 и в 1925–1927 годах он служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода. Но позже уехал на Запад, где фарфором больше не занимался.
На блюде изображена голова с искаженным от гнева лицом и зелеными и фиолетовыми космами, которая изрыгает из пасти молнии на церквушки. Специалисты спорят: то ли художник готовил «Ужас» для аукциона в помощь голодающим Поволжья вместе с тремя другими блюдами – «Скорбь», «Голод», «Печаль», то ли это было тайным выражением его отношения к революции. В советские времена блюдо называли «Аллегория революции, уничтожающей православие». Первоначально оно принадлежало Эриху Голлербаху, другу и биографу Чехонина, потом кочевало по частным собраниям. Но сохранилось, в отличие от «Печали» и «Голода», которые Чехонин взял с собой в эмиграцию.
Причина третья. Надо посмотреть на многофигурную композицию «Под солнцем сталинской конституции» (1951–1952), созданную Софьей Велиховой, Любовью Холиной и другими художниками Ленинградского фарфорового завода. 10 фигур в национальных одеждах республик СССР, а также «Пионерка» и «Фанфарист» тиражировались и позже. А вот центральная композиция с портретом вождя-солнца, по некоторым сведениям, существует в единственном экземпляре.
Причина четвертая. Частные собрания в Эрмитаже внутри собственных выставок показывают совсем редко. Кроме вышеназванного «Ужаса», это тарелка Алисы Голенкиной 1920 года с портретом Ленина и надписью: «Власть не передают – ее берут с оружием в руках». Это первое изображение Ленина на фарфоре. В Эрмитаже находится аналогичная с портретом наркома просвещения Анатолия Луначарского и миролюбивой надписью: «К новой жизни – через новую школу».
Причина пятая. Выставку завершает композиция Инны Олевской «Чечня» (2000) – скульптурный памятник участникам войн на Кавказе. На нескольких предметах текст: «Серега, возвращайся живым».
Вадим Шувалов