Мы поговорим о некоем абстрактном полезном сайте – блоге, сообществе, портале, сервисной странице, который есть у вас, и с помощью которого вы хотите зарабатывать деньги. Успешных (опробованных) способов монетизации, в общем-то, ограниченное количество. Попробуем разложить их по полочкам и понять, как они могут принести нам прибыль.
Контекстный
Для кого: для порталов
Кто платит: Яндекс, Google и Бегун
Чем платит: безнал, электронные деньги
Контекстные сети к вашим услугам – если ваша площадка обладает высокой посещаемостью и достойным CTR-ом (это отношение числа кликов к числу показов баннера), пишет slon.ru. Как правило, контекстные сети приносят дополнительный доход к основной бизнес-модели, так что если вы не боитесь, что конкуренты укажут на вас пальцем и закричат: “А-а-а! Увешались “Яндекс.Директом” – значит, у них все плохо!”, – то флаг вам в руки, копите по копеечке. Впрочем, справедливости ради отмечу: многие сетевые “монстры” прошлой зимой не гнушались “Директа” и на верхних “растяжках”. И ничего.
С посещаемостью личной странички (если, конечно, вы не Артемий Лебедев), корпоративного сайта (который мы договорились не рассматривать) и запущенного позавчера стартапа – не морочьте себе голову: денег все равно не заработаете.
Партнерский
Для кого: для изобретательных
Кто платит: интернет-магазин
Чем платит: безнал, электронные деньги
Интернет-магазин (например, “Озон” – ozon.ru) дает вам специальный код, вы размещаете его на своем сайте, и за всех, кто купил что-то у Озона, перейдя по вашей партнерской ссылке, Озон выплатит вам определенный процент. Простор для творчества неограничен. Вы можете быть блоггером и писать такие шоколадные рецензии о товарах “Озона”, что очень быстро станете его золотым партнером. Или можете быть владельцем первого в рейтинге Top-100 клуба книголюбов и завешать все пространство оного озоновскими тизерами.
Но достойную сумму заработают только самые ярые и изобретательные “партнеры”: без усердного труда или феерической посещаемости овчинка выделки не стоит.
Рекламный
Для кого: для обладателей правильной аудитории
Кто платит: рекламодатели (как правило, компании)
Чем платит: чем договоритесь
Проще не бывает – вам платят за размещение рекламы на вашем ресурсе. Рекламных форматов сейчас масса, приводить их здесь не буду – не о них речь. Слетаться к вам рекламодатели будут, если вы найдете, чем их привлечь. Привлекать, конечно, надо аудиторией, достаточно объемной и целевой по половозрастным и прочим параметрам. Ну, и о размере CTR рекламодатель спросит вас в первую очередь – так что готовьте соответствующий медиакит, чтобы не лезть за словом в карман.
Сервисный-основной
Для кого: для самых полезных
Кто платит: пользователи услуг (как физики, так и юрики)
Чем платит: чем договоритесь
Для сайтов, оказывающих какие-либо полезные услуги. Будь то инструмент управления проектами (“Мегаплан”), классифайды (“Работа.ру”, “Из рук в руки”) или любой другой сервис, востребованный аудиторией. Если вы имеете сайт, который умеет делать что-то, за что посетители готовы платить деньги, пора дать им эту возможность (платить). Как правило, владелец площадки предоставляет какой-то объем услуг безвозмездно (с определенной регулярностью или разовое использование trial-версии), а полноценная версия – за деньги.
Сервисный-дополнительный
Для кого: для сообществ
Кто платит: участники сообществ
Чем платит: SMS, электронные деньги
Любимый метод социальных сетей и онлайн-игр – микроплатежи за дополнительные услуги. Виртуальные подарки, платные аккаунты, покупка кольчуг и мечей для виртуальных войн… Без всего этого можно спокойно пользоваться основным функционалом проектов, но с этим как-то веселее. Для примера – на День святого Валентина пользователи Facebook подарили друг другу виртуальных сердечек на $1 000 000. Есть, к чему стремиться.
“Стартаперский”
Для кого: для трезво мыслящих начинающих
Кто платит: инвестор
Чем платит: чемодан денег
Создать нечто чрезвычайно полезное, нарастить трафик, сформировать сообщество и продать все это Google за большие деньги. Плох тот стартап, который не знает своей инвестиционной стоимости. Вот только задумываясь о том, как неплохо было бы кому-нибудь продаться, стартаперы часто забывают о том, как много для этого сначала придется сделать. Посоветовать этой группе можно, например, школу выживания стартапов Addventure – там либо отрезвят, либо возьмут под крыло.
Благотворительный
Для кого: для любимцев публики
Кто платит: фанаты
Чем платит: чем Бог пошлет
“Википедия” с наступлением кризиса, ничуть не стесняясь, заявила, что поддержать ее дальнейшее существование смогут взносы читателей, иначе “Википедия” умрет. “Википедия” не умерла, что свидетельствует о том, что прием удался. Попросите – и, если у вас есть фанаты, они не дадут вам умереть от голода.
Помимо, собственно, способов монетизации, необходимо помнить еще и о способах приема денег у населения. Абсолютно неразумно будет предлагать платить за баннер стоимостью в несколько тысяч рублей за неделю с помощью SMS, или за виртуальное оружие в онлайн-игре наличкой в офисе. Но вообще способы приема денег в онлайне – это, опять же, отдельная тема.
И напоследок, пара слов о моделях монетизации будущего.
Инновационный
Для кого: для гениев
Кто платит: все
Чем платит: всем
На чем будет зарабатывать онлайн через N лет? Ответ: на оффлайне. И в этом основное отличие новой монетизации от существующей (по факту крутиться все будет вокруг уже перечисленных приемов).
Ну в самом деле, сколько уже можно делить два этих пространства, когда на рынок наступают мобильные метки (QR-code, MS-tag и т.п.) и расширенная реальность (AR), размывая границы между материальной и виртуальной реальностями?
Вот представьте: покупаете вы банку тушенки в супермаркете, но сомневаетесь, а хороша ли тушенка? А на банке симпатичный такой QR-код кокетливо подмигивает. Вы достаете свой боевой мобильник с фотокамерой, снимаете код, и умная система направляет вас на мобильный сайт, где собраны последние отзывы о данном производителе тушенки, рецепты блюд из этого продукта, учредительные документы производителя и мобильный купон на 20%-ную скидку.
Или листаете каталог мебели (печатный), а под каждым диванчиком – опять же, мобильная метка. Считываем – и видим на экране мобильного трехмерную модель диванчика, и в какие позы он раскладывается. Вдохновляет? Более чем. Первые шаги в этом направлении уже делает компания QRPR – в очередь за сервисами, по замыслу, должны выстраиваться производители продукции и рекламные агентства. “Взлом” российского рынка этой технологией прогнозируется экспертами года через 3 – 4.
И это только первая ласточка – новые технологии повлекут за собой новую монетизацию. Ждем и верим в успех.