Ушли в уходящем году.

В администрации Петербурга происходит незаметная, но достаточно серьезная смена кадров. За 2008 год сменилось 9 председателей комитетов Смольного и один вице-губернатор. Это много – особенно с учетом того, что прежде Валентина Матвиенко декларировала сплоченность команды и, в общем, этих деклараций придерживалась

  До недавнего времени в Смольном следовали принципу, по которому чиновников держат на своем месте до последнего. А если сил уже никаких сил нет – перемещают на чуть менее значимую должность. Примером этому, по мнению некоторых экспертов, является история Марии Щербаковой, которая в 2003 году была взята Матвиенко в председатели Жилищного комитета с должности главы Фрунзенского района, а в 2005-м отправлена из Смольного в Красногвардейский район на аналогичный предыдущему пост.

Однако в этом году из Смольного было отчислено руководителей практически не меньше, чем за все предыдущие годы правления Валентины Матвиенко. Последняя отставка случилась месяц назад, когда свой пост покинул глава КГА Александр Викторов. Его место заняла председатель Комитета по земельным ресурсам Юлия Киселева, уступившая кресло Валерию Калугину.

Перед этим, в конце октября, в отставку ушел председатель Комитета по энергетике Александр Бобров, который занимал это место 5 лет. Комитет по энергетике хотя и не самый публичный, но очень финансово емкий. Несмотря на важность комитета, Бобров, как уверяют,  покинул свой пост добровольно. Комитет возглавил Олег Тришкин, освободив для этого кресло главы Комитета по тарифам.

В сентябре появился новый председатель у Комитета по науке и высшей школе. Им стал зампред этого ведомства Андрей Максимов. Прежний председатель, Александр Викторов, ушел еще летом, после назначения вице-губернатором Аллы Маниловой. Одновременно с ним из Комитета по взаимодействию с МСУ  в Горизбирком перешла Нина Шубина – говорили, что она должна была усилить позиции вице-губернатора Виктора Лобко в этом органе. Место Шубиной занял ее зам Георгий Мещеряков (по непонятным причинам не состоящий ни в каких родственных связях с председателем парламентской комиссии по МСУ Терентием Мещеряковым).

Весной в Совет Федерации был откомандирован вице-губернатор по культуре Сергей Тарасов. Его заменила Алла Манилова. Подконтрольные ей комитеты по печати и культуре возглавили пришедшие с телевидения Виктор Зинчук и Антон Губанков. Прежний глава городской культуры Николай Буров пересел в спокойное кресло директора Исаакиевского собора.

Весной 2008-го свой пост покинул глава Комитета по транспорту Александр Дацюк, занимавший его с 2003 года. Из всех отставленных чиновников этот был наиболее критикуем: от обвинений в семейственности (его сын работал в ГУП “Пассажиравтотранс”) до неспособности наладить работу в отрасли. Место Дацюка занял глава Городского центра размещения рекламы Александр Кадыров.

Укладываются ли все эти многочисленные отставки и перемещения в тенденцию? Опрошенные нами эксперты в основном говорят, что связать их в одну цепочку невозможно. Одни чиновники уходили сами, других активно подталкивали к уходу.

Тем не менее, отмечают наблюдатели, определенные тренды просматриваются. Например, ряд экспертов говорят о том, что перемены в руководстве Смольного связаны с ожиданием смены высшей власти в Петербурге – мол, чиновники что-то чувствуют и поэтому уходят. Однако анализ перемещений не дат особых оснований считать эту версию правдоподобной.

Во-вторых, эксперты отмечают в кадровых переменах усиление позиций ряда вице-губернаторов – Аллы Маниловой (в трех курируемых ей комитетах были назначены новые руководители), Михаила Осеевского (хотя Комитет по энергетике не относится к курируемой им сфере, но Олега Тришкина называют “человеком Осеевского”) и Александра Вахмистрова – он хотел поменять руководство КГА, и поменял, изменив к тому же структуру его управления. Вывод из этого такой: в Смольном стала больше заметна клановость, ориентирорванная на нескольких вице-губернаторов. Впрочем, это не означает, что раньше никакой клановости в администрации города не существовало.

Наконец, наблюдатели отмечают, что прежний состав администрации существовал в период всеобщего процветания и бесконечно растущего бюджета. А теперь другое время – кризис. И новое время требует призыва руководителей совсем другого типа.    

Антон Мухин

__________________________________________________________________
КОММЕНТАРИИ:

Михаил Амосов, депутат ЗакСа 1 – 3-го созывов:

– В нормальной системе власти команда обновляется после выборов, когда приходит новый руководитель, и это понятно. Если кого-то выгоняют в процессе работы, то тоже всегда ясно, за что. А у нас – не понятно ничего. Губернатор не объясняет, чем мотивированы ее кадровые решения, – чиновник просто пишет заявление по собственному желанию, его благодарят за проделанную работу, и он уходит. Это просто лишнее свидетельство закрытости нашей власти.

Станислав Волков, политтехнолог:

– Коль скоро не все эти отставки находятся в причинно-следственной связи друг с другом, значит – у них есть одна общая причина. Не сочтите за высосанную из пальца метафизику, тут все логично. Управленческая команда – это система, а любая система имеет свой срок жизни. Как машина: ездит-ездит, а потом вдруг начинает ломаться. То двери отваливаются, то колеса не крутятся, то щеточки какие-нибудь в стартере стираются. И вроде не связаны они между собой, а происходят одновременно – когда кончается срок эксплуатации.