Россия постоянно оказывается в топе рейтингов самых толстых стран мира (с населением, страдающим лишним весом) – то мы на 4-м месте, то на 20-м. Кто должен бороться за похудание граждан – государство или это личное дело каждого? – об этом мы поговорили с директором Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисой ПОПОВИЧ.
– Список самых толстых стран обычно возглавляют США.
– Некорректный рейтинг. Потому что, по данным ВОЗ, на первых местах – разные островные государства: Науру, Палау, острова Кука и Маршалловы острова. Из более-менее крупных государств лидируют Кувейт, Того, ОАЭ, Бахрейн, Катар. Так, по крайней мере, было в 1975 году. С тех пор ситуация не особо изменилась. Разве что Саудовская Аравия и Турция тоже попали в рейтинг стран, страдающих от ожирения. Надо отметить, что рейтинги и антирейтинги сильно политизированы, и их составители сами решают, достойна ли какая-то страна, чтобы в него попасть, или она слишком мала. Немудрено, что США, считающие себя центром мироздания, привлекают так много внимания к своим характеристикам в различных рейтингах и часто занимают первое место. Кроме того, такие рейтинги часто строятся не на объективных статистических исследованиях, а на опросах и беседах с людьми и их личной самооценке. ВОЗ дает более объективные данные, и, сравнивая страны, мы стараемся использовать именно их.
– А корректный какой?
– Если посмотреть список ВОЗ за 2014 год, то в рейтинге стран по распространенности ожирения у мужчин Россия занимает 67 место в мире. По женщинам – 79-е. В 1975 году ситуация была хуже. Так, среди европейских стран по распространенности ожирения у женщин мы занимали первое место. Сейчас – 12-е. Правда, за последние два года прибавилось тех, у которых ожирения еще нет, а избыточный вес уже есть. В 2014 году женщин с нормальной массой было 53%, сейчас – 50. Столько же, сколько в 1975 году. У мужчин ситуация пока лучше: среди них 57% не имеют проблем с весом. Однако динамика неумолимо нарастает – кривая все время лезет вверх. Растет и число мужчин с избыточным весом. Знаете, как составить правильный рейтинг? Сопоставить число людей с ожирением с теми, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом: эти неприятности всегда идут рука об руку.
– Почему именно на островах живут толстые люди?
– Возможно, культурные особенности, которые и у нас были сто лет назад. Дородный – значит успешный.
– Меньше всего проблем с ожирением в Норвегии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и Италии. Как это им удается?
– Итальянцы эмоциональные и любят движение – за счет этого, думаю, сбрасывают часть калорий. Плюс генетика. Морская кухня. Тесто в рецептах пиццы, как правило, состоит из муки и воды, а не сдобное, как у нас. Но обобщения здесь не всегда корректны – упитанных итальянцев вы встречаете довольно часто.
– Ожирение – это государственная проблема или личная?
– Сопутствующие болезни требуют затрат на лечение и социальное обслуживание. Многие уходят из жизни преждевременно: от диабета, инфаркта, инсульта. Все это сопряжено с материальными потерями общества. Есть несколько исследований, где приводятся цифры потерь от ожирения, сравнимые с 1–2% ВВП России. Но эти расчеты были сделаны уже давно и требуют актуализации.
– И что делать?
– Поддержание формы тела – это сложный процесс, ему надо учить с детского сада. Прививать инстинкт привычки на уровне подкорки, как заповеди: всегда выходи из-за стола с легким чувством голода. Ешь меньше сладкого и жирного. Ешь больше овощей и фруктов. Чередуй мясо и рыбу. Когда я была экспертом ВОЗ, мы пытались повсеместно внедрять стратегию здорового питания. Помните «рыбные дни»? Это оттуда. Сейчас все в мире поняли, что надо достучаться до психологических глубин каждого конкретного человека. Сформировать мотивацию и привычку. А уже потом заставлять считать калории каждый день. Мешают и другие обстоятельства: например не вполне адекватное отношение к врачам. Знаете, сколько в России ежегодных контактов «врач – пациент»? Полтора миллиарда. А сколько жалоб? 10 тысяч. Но про жалобы знают все, а про хорошую работу вспоминать не принято. Отсюда недоверие и тот вред, который оно несет. Вторая проблема – дороговизна здоровой пищи. Сколько бы наш Минздрав ни придумывал программ – пока здоровый обед стоит в три раза больше, чем нездоровый, спроса на него не жди.
– Вот Минздрав предложил открывать кафе для бедных со здоровой едой.
– Если Минздрав справится, честь ему и хвала. Конечно, очень заманчиво давать преференции производителям относительно здоровой пищи. Только сначала нужно определиться, что такое здоровая пища и для кого именно она является здоровой. Рыба у некоторых может вызвать аллергию. В биологическом мире вообще не существует однозначно плохого и хорошего. А если говорить о преференциях, то очевидно, что все льготы надо раздавать с умом, чтобы не погубить бизнес и не спровоцировать новый виток коррупции. Можно, как в некоторых американских штатах, зайти с другой стороны и обложить акцизами производителей очевидно нездоровой еды – например сладкой газировки. Но если из полученных средств не дотировать производителей здоровой еды – все будет насмарку.
– В США не так давно разоблачили девяносто медицинских организаций, которые получали деньги от производителей колы за выдачу заключений о том, что их продукция не вредит здоровью.
– Там все было не так прямолинейно. Производители газировки, с одной стороны, продают нездоровые напитки, с другой – вкладывают немалые деньги в развитие программ, укрепляющих здоровье, поддерживают ученых, врачей и педагогов. Врачи знали об этом и, откликаясь на предложения корпораций, в первую очередь хотели получить новые средства для своих исследований.
– А вы бы откликнулись?
– Ко мне «Пепси-кола» тоже в свое время обращалась с просьбой оценить их программы по оздоровлению, но я отказалась с ними работать. Очень уж негативно я воспринимаю их продукцию. Но помню, что некоторые эксперты славословили эту компанию. Есть такой фильм – «Здесь курят», он хорошо показывает две стороны деятельности табачных концернов: разрушительную и созидательную. Эта история как раз про то же самое.
– Недавно в Штатах подали в суд на «Макдоналдс» – доказывают, что гамбургеры вызывают привыкание.
– В составе мяса нет никаких вредных спецдобавок: за этим очень тщательно следят. Речь, скорее, может идти о картофеле фри и сладких напитках. Кроме того, «Макдоналдс» рекламировал (но теперь, от греха подальше, перестал) стиль жизни: человек питается на бегу, поэтому все успевает, и карьера идет в гору. Именно нарушение режима питания и привычка к легко усваиваемым углеводам приводят к нарушению метаболизма.
– Работодатели могут заставлять сотрудников худеть.
– Конечно, работодатель сам определяет требования к персоналу. Но нарушать Конституцию и дискриминировать работников по признаку веса все же неправильно. Правильно – включать программы по борьбе с лишним весом в страховые полисы. В Америке страховые компании могут быть заинтересованы в том, чтобы у человека не было лишних килограммов и сопутствующих заболеваний. Проводят гормональную терапию, психотерапию. Ведь многие переедают из-за стрессов.
– В России профессии с риском для веса – это менеджер, юрист, бухгалтер…
– Толстеют те, у кого, во-первых, эмоциональная нагрузка, во-вторых, мало денег на качественную пищу и фитнес. У кого деньги есть – устраиваются в специальные клиники в России, но чаще в Израиле и Европе. Наши политики там частые гости. Месяца лечения вполне достаточно. И потом еще несколько месяцев – уже на родине. С жестким патронажем.
– Может, у нас врачей-диетологов не хватает?
– Диетологов не хватает. У них самый высокий уровень совместительства: даже по официальным данным, каждый врач-диетолог работает на три ставки. Но у нас дефицит почти со всеми специалистами, более-менее выправляется ситуация только с педиатрами и терапевтами. И то не везде. Эндокринологов тоже не хватает. Специализированных программ по борьбе с ожирением у нас пока нет. О том, что существует 6 типов ожирения, население не знает. Все-таки хорошо было бы иметь в каждом регионе центр здорового питания. И вместо строительства еще одного перинатального центра на фоне ниспадающего демографического тренда направить деньги на дотацию правильного питания беременных.
Кто тут главный по ЗОЖ?
Рейтинг регионов по приверженности населения к здоровому образу жизни составило агентство «РИА Рейтинг». Анализировались доля населения, занимающаяся физкультурой, потребление табака и алкоголя, количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, и т.д. На первых местах оказались субъекты Северного Кавказа – Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Краснодарский край. Хуже всего с ЗОЖ на Дальнем Востоке: Еврейская автономная область, Магадан, Камчатка, Забайкальский край плюс Хакасия и Бурятия.Петербург оказался в середине списка – 44 место (Москва – 43-е, Ленинградская область – 53-е).
Чехия – самая нездоровая страна мира?
Британский сайт Clinic Compare провел собственное исследование здоровых и нездоровых стран и пришел к удивившему многих выводу: самой нездоровой страной в мире является Чехия, а самой здоровой – Афганистан.
Нина Астафьева