Начал работу сайт Объединения членов рода Романовых (www.rdnevnik.ru и кириллический домен домромановых.рф), созданный в рамках подготовки к 400-летию Дома Романовых (будет отмечаться в 2013 году). На сайте будут собраны материалы об истории династии и современной жизни семьи Романовых. Иван АРЦИШЕВСКИЙ, представитель в России «Объединения членов рода Романовых», рассказал о том, как сейчас живут Романовы.
– Иван Сергеевич, как вы стали представителем семьи Романовых в России?
– В 1998 году мы встретились и познакомились с князем Николай Романовичем – праправнуком императора Николая I. Он часто приезжал со своим братом Димитрием Романовичем (именно Димитрием – так его звали с детства) и обращались ко мне с просьбами помочь в организации их пребывания в России. А когда стал реальностью перенос останков императора Николая II, членов его семьи и слуг из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, я, будучи руководителем рабочей группы по перезахоронению, активно занимался приемом и размещением всех членов Объединения и поддержанием контактов с ними. Так как в силу моей биографии я прекрасно понимал как чувства, с которыми они приезжали в Россию, так и меру их оторванности от реальной жизни в нашей стране, совсем недавно переставшей быть Советским Союзом, у нас сложились очень открытые, доверительные отношения. Это выражалось даже в том, что, когда Николая Романовича просили выступить перед студентами или школьниками, он мог попросить меня написать ему «шесть пунктов» – темы выступления, так как на тот момент не очень хорошо представлял, что может быть интересно современной молодежи. Зато с изложением мысли проблем у старших Романовых нет никаких – русским языком они владеют прекрасно.
– Когда Романовы впервые приехали в Россию?
– Первым в Россию приехал великий князь Владимир Кириллович. В начале своей работы на посту мэра Ленинграда Анатолий Собчак поехал в Париж, где его познакомили с Владимиром Кирилловичем, сыном двоюродного брата Николая II. Когда Анатолий Александрович вернулся, первая его фраза была: «Я императора видел, настоящего Романова! Хочу пригласить его сюда». Так в 1991 году, по приглашению мэра Ленинграда, Владимир Кириллович вместе с супругой Леонидой Георгиевной приехал в Россию на переименование нашего города в Санкт-Петербург. Волнений в связи с этим приездом было много – и опыт еще не был наработан, и с финансированием было сложно (пришлось даже искать спонсоров), и как поведет себя сам князь Романов, никто не знал.
– Это был еще Советский Союз…
– Да, поэтому было много тонкостей: важно было идеологически правильно все это представить. То есть никакого «Боже, царя храни!», конечно, не было. Наша цель была – аккуратно связать разные исторические эпохи.
– Какое впечатление произвел на него приезд в Россию?
– Честно говоря, впечатление сильнейшее. Наверное, мы даже не можем представить всю меру его потрясения, когда он видел воочию то, о чем ему десятилетиями рассказывали родители. Мы ездили по Петербургу, и он был счастлив видеть своими глазами этот город. Дольше всего он стоял у окна кабинета своего деда, брата императора Александра III (Дворец великого князя Владимира Александровича, ныне Дом Ученых), и смотрел на Петропавловский собор. Мы стояли рядом с ним, боясь шелохнуться. Кто из нас мог тогда знать, что через полгода он будет похоронен в этом соборе.
– Как он воспринял современную Россию?
– Он был здесь всего пять дней и испытывал громадное моральное потрясение, а было ему уже 74 года… Поэтому мне трудно сказать, что он думал о современной России. Но то, что он совсем не понимал, какой была жизнь в Советском Союзе, не мог себе представить пустые полки магазинов, – это факт. Романовы всю жизнь прожили в другой действительности и, конечно, часто не понимают современную Россию. Хотя историю Отечества знают в совершенстве.
– Когда говорят о потомках Романовых, называют два общества – Общество членов рода Романовых и Императорский дом Романовых. Откуда пошло такое разделение?
– Вы, наверное, имеете в виду Объединение членов рода Романовых? Да, оно существует – это общественная организация, зарегистрированная в Швейцарии и объединяющая всех потомков Романовых. А Российский императорский дом – это организация, в которую входят два человека, считающие себя императрицей и цесаревичем некоего эфемерного престола России. Поэтому разделением это назвать трудно. Они все Романовы, и все находятся в морганатических браках. Если углубиться в изучение «Учреждения об императорской фамилии», то мы с вами поймем, почему легитимность Российского императорского дома является несостоятельной. Если коротко, то наследниками престола после императора Николая II были: цесаревич Алексей, великий князь Михаил Александрович и великий князь Кирилл Владимирович. Но в 1906 году Кирилл Владимирович женился на разведенной двоюродной сестре, принцессе Виктории-Мелите, которая к тому же была лютеранкой. После свадьбы Николай II распорядился выслать Кирилла из России, лишить его права на престол и детям дать фамилию Романовских. Правда, в 1910 году Николай брак все же признал и разрешил брату вернуться. Но о возвращении права на престол даже и речи не шло.
– Таким образом, Кирилл и не мог претендовать на трон?
– Да, не мог. Наступает 1917 год, и Кирилл Владимирович встает на сторону Февральской революции, и по свидетельствам тех лет, ходит с красным бантом и приводит свой гвардейский экипаж охранять Таврический дворец, где находилась Государственная дума. После отречения императора Николая II (за себя и за сына) отрекается великий князь Михаил Александрович: до решения Учредительного собрания. И Кирилл Владимирович тоже присоединился к отказу Михаила до решения Учредительного собрания. В 1917 году, после ареста Николая II и его семьи, Кириллу удается сбежать в Финляндию, потом он с семьей переезжает в Париж. Позже уезжают из России императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, и великий князь Николай Николаевич-младший, внук Николая I. И когда в 1924 году Кирилл пишет им письмо, где он открыто высказывает свое желание стать российским императором, и просит их благословения на этот шаг, то вместо благословения он получил резкий отказ. Несмотря на это, Кирилл Владимирович издает манифест, в котором провозглашает себя Императором Всероссийским Кириллом I.
– Это было законно?
– Нет, потому что еще в 1906 году он нарушил закон о престолонаследии. Вскоре подрастает сын Кирилла Владимировича – Владимир Кириллович, который, по примеру отца считает себя главой Российского Императорского дома. И сам же снова нарушает закон о престолонаследии, когда в 1948 году вступает в гражданский брак с Леонидой Георгиевной Кирби (урожденной Багратион-Мухранской). Дело в том, что Леонида Георгиевна не только была разведенной женщиной, но она имела ребенка от первого брака. После смерти Кирилла Владимировича, титул главы Императорского дома берет себе Владимир Кириллович. Свою дочь, Марию Владимировну, Владимир Кириллович провозглашает единственной наследницей.
– Разве женщина может наследовать право на престол?
– Нет, если следовать законам, установленным еще Павлом I. Мало того, Мария Владимировна вышла замуж за Франца-Вильгельма Прусского, немецкого принца. По римскому праву жена получает фамилию и титул мужа: то есть после брака Мария Романова становится Марией Гогенцоллерн (урожденная Романова). Об этом свидетельствует и «Готский альманах» (генеалогический сборник титулованного дворянства). Справочник этот выходит под патронатом испанского короля – я думаю, ему верить можно.
– Почему тогда Мария Владимировна называет себя главой Дома Романовых?
– Дом Романовых – это семья, это больше 20 человек прямых потомков российских императоров и более 100 человек членов их семей. Глава семьи сейчас – князь Николай Романович, праправнук императора Николая I. Что касается Марии Владимировны, то Объединение членов рода Романовых считает ее своим членом, но не главой Императорского дома. Также она не является великой княгиней, так как последней великой княгиней Императорской фамилии была сестра убитого царя Николая II, Ольга Александровна, которая скончалась в Канаде в 1960 году. Все ныне живущие члены семьи Романовых носят титулы князей и княгинь.
– А что представляет собой Императорский дом?
– Как я уже говорил, это два человека: Мария Владимировна и ее сын Георгий Гогенцоллерн.
– И чем занимается глава дома?
– Приезжает с визитами в Россию, посещает выставки, храмы, учебные заведения, что, собственно говоря, делают многие Романовы. Но, кроме того, она раздает ордена, медали и дворянские титулы – хотя такую привилегию имеют только правящие монархи. А когда объектом награждения становятся депутаты Государственной думы или председатель Центризбиркома, это, на мой взгляд, вызывает в обществе скептицизм и удивление.
– Сами Романовы ощущают себя потомками императора?
– Вы знаете, с ними очень легко общаться, у них нет фальшивой манерности. А потомками они себя, наверное, ощущают, ведь у них это такие же бабушки и дедушки, как и у нас с вами.
– Монархи других государств признают потомков Романовых как императорскую семью?
– Да, конечно, и это подтверждает «Готский альманах». Например, Димитрий Романович бывает с визитами у датской королевы. А в августе, когда Дмитрий Анатольевич Медведев был в Дании, датская королева Маргрет II поручила Димитрию Романовичу быть главным сопровождающим нашего президента.
– Дом Романовых – это политическое явление или культурное?
– Ностальгическое. Хотя попытки привязать сюда политику не прекращаются. Мне звонят разные люди, утверждающие о своей связи с Романовыми. Сегодня звонил человек, утверждавший, что он внебрачный сын великой княжны Марии, что у него есть документы, которые подтверждают это. Николай Романович очень сердится, когда такое происходит, и подобными вещами вообще не занимается. Поэтому мне приходится с этим работать.
– Кто-нибудь из Романовых желает вернуться в Россию?
– Пока только Мария Владимировна озвучила свое желание вернуться в Россию, но только в качестве главы Российского Императорского дома Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны. С получением особого статуса, по аналогии с Русской православной церковью. Безусловно, никому из остальных Романовых такое в голову не приходит. Они рады возможности приезжать в Россию, ведут здесь благотворительные программы, некоторые из Романовых пробуют разные партнерские проекты с Россией, но при этом никогда не вмешиваются в политику. Речь о возвращении пока не идет. Но кто знает, может быть, в будущем такие идеи появятся, ведь некоторые представители молодого поколения Романовых серьезно изучают русский язык и регулярно приезжают в нашу страну.
Анастасия Дмитриева