XVI Общероссийский форум по стратегическому планированию в Петербурге прошел без интересных заявлений и смелых докладов. Реальная причина этого скрывалась в словах Олега Фомичева, зам. министра экономического развития, дважды сказанных им за один день. Чиновник говорил, что «среднесрочная повестка дня» для стратегов, то есть планирование на 4–5 лет, должна быть связана с политическими циклами.
Между строк понималось, что ждем президентских выборов, появления нового правительства – и тогда вернемся к разговорам о стратегии на такой период и до 2035 года.
Экономисты, не занимающие высоких кабинетов, высказывались свободнее. Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост», заявил, что главной задачей является стратегирование агломераций. Они дают 60% ВВП всей страны. Федеральная стратегия должна создавать условия для развития таких агломераций. Обеспечивая скоростные коммуникации между ними и финансирование строительства железной дороги от точки А в точку Б.
Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок, поддержал приоритетность стратегий для агломераций, но сказал, что это задача на десятилетия.
По словам Леонида Лимонова, директора научных программ Леонтьевского центра, мировой опыт показывает, что будущее за стратегическим планированием агломераций. Эта работа идет, например, во Флоренции и Цюрихе. Там придумали понятие «региональный дизайн» как создание новых властных структур, не совпадающих с административно-территориальным делением. В то же время появилось такое понятие, как «необязательные планы» – инициативные проекты обладающих деньгами людей, предлагаемые вне тех самых административных границ.
«Городу 812» Леонид Лимонов сообщил, что стратегия Петербургской агломерации должна рассматривать совместное развитие мегаполиса и территории Ленинградской области примерно в радиусе 60 км. Общий стратегический план потребует создания органа власти для его реализации. Это долгая история, требующая изменения законов и сильного желания совместно работать. Другого пути для стратегирования нет.
Еще одна задача для нашей агломерации – усиление «вторичных» центров в Ленобласти как мест для приложения труда.
Тогда можно рассчитывать на прекращение разрастания жилых каменных джунглей за КАДом.
Наконец, третий приоритет – решение проблемы серого пояса Петербурга (какие предприятия сохранить, где заменить серый пояс на зеленый и т. д.).
В кулуарах форума говорили о том, что изменения, внесенные в 2017 году в Стратегию экономического и социального развития Петербурга на период до 2030 года, не улучшили версию трехлетней давности. Не точны демографические данные, не обосновано появление именно 10 территориально-экономических зон, не проработано понятие «развитие общественных пространств». В общем, есть еще над чем поработать.
Вадим Шувалов
Искусственный интеллект вместо чиновников
На круглом столе на тему «Искусственный интеллект в государственном управлении» выяснилось: только 10% чиновников готовы уступить свои места роботам. Потому что еще неизвестно, как этот интеллект поведет себя в сложных жизненных ситуациях. Привели пример Камчатки. Глава администрации небольшого города задержал зарплату учителям и врачам, чтобы профинансировать полное завершение северного завоза. Иначе эти же люди замерзли бы зимой. И попал под уголовное дело. А что сделал бы искусственный интеллект – неизвестно. И сажать было бы некого.