После депутатских слушаний, посвященных «Концепции развития Российской национальной библиотеки на 2018 – 2025 гг.», которые состоялись в Мариинском дворце 23 октября 2017 г. (см. тут), директор РНБ Вислый не уехал по своему обыкновению в Москву, а задержался в Петербурге. Результатом задержки стало появление приказа от 26.10.2017 № 270 «О порядке предоставления информации о деятельности ФГБУ РНБ».
Главный цензор РНБ
Приказ сейчас предъявляют для ознакомления сотрудникам РНБ и требуют подпись как доказательство знакомства с текстом. Уже несколько человек отказались приказ подписывать – хотя бы потому, что выполнение этого приказа нарушает конституционные права граждан, которым на их несчастье выпало какое-то время работать в РНБ, где директором случайно оказался московский засланец Вислый. А в части 1 ст. 29 Конституции РФ прямо сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
В качестве комментария к тексту приказа напомню, что упоминаемые статьи Трудового кодекса, 21 («Основные права и обязанности работника») и 192 («Дисциплинарные взыскания») сами по себе никакого отношения к тексту приказа № 270 не имеют. Ссылка на ст. 192 означает только психологическое давление и попытку запугать увольнениями. Что касается ст. 21, то в ней указано, что работник обязан «добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором», а так как сейчас всех сотрудников РНБ администрация желает перевести на срочные контракты, то можно предположить, что в контракте и будет написано, что сотрудникам запрещена свобода слова, чтобы они молчали и никому не говорили о том бардаке, который в РНБ создает Вислый, желая осуществить рейдерский захват главного здания для сдачи его в аренду банкам и прочим.
Бессмысленна и ссылка на полпункты 5 и 6 п. 31 Устава РНБ: в них всего лишь сказано, что гендиректор применяет меры поощрения в отношении работников и налагает на них дисциплинарные взыскания, а также что гендиректор издает приказы и распоряжения.
А, к примеру, упоминаемый указ президента от 27.03.1992 № 313 «О Российской национальной библиотеке» и вовсе посвящен переименованию ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в РНБ. Вставлена ссылка на этот документ просто так, чтобы подлиннее вышло.
Иными словами, в качестве юридического обоснования не представлено ничего.
Особо смешным является пункт 1.2. Согласно этому пункту, пресс-служба во главе с А.И.Казаловой становится чем-то вроде III отделения Канцелярии е.и.в., которая должна стучать гендиректору, в основном сидящему в Москве, на сотрудников, сообщивших нечто представителям СМИ без разрешения-согласования с Казаловой. Именно о запрете говорить со СМИ без разрешения и сказано в пункте 2. Хочешь поговорить – подай рапорт в письменном виде. А уж Казалова скажет, что и кому можно говорить.
В общем, понятно: послушав меня 23 октября в ЗакСе, послушав Татьяну Шумилову, которая прямо рассказала депутатам о том, как последовательно уничтожают Информационно-библиографический отдел, Вислый понял, что чего-то надо делать. И подумав три дня, решил, что самое лучшее – это всем в библиотеке заткнуть рты. А то разболтались, блин, страх забыли!.. И главным цензором и руководителем своего маленького Министерства правды назначил Казалову А.И., руководителя пресс-службы РНБ. Пусть она шпионит и стучит хозяину зоны. Как говорят в тех местах, пацан явно рамсы попутал.
И вот это ничтожество, из последних сил пытающееся внушить сотрудникам РНБ страх, поставлено руководить крупнейшей библиотекой России?! Ничего, кроме омерзения в библиотеке и вокруг Вислый не внушает.
Ленинский зал откроют Зюгановым
А помимо приказа № 270 визит Вислого в ЗакС принес еще одно судьбоносное событие: 7 ноября, точно к 100-летию ВОСР, состоится торжественное открытие Ленинского зала, который после ремонта почти 10 месяцев оставался закрытым.
Кстати, согласно прайсу, сочиненному Вислым, Ленинский зал оказался самым дорогим для аренды: 70 000 руб. в час в рабочее время РНБ и 140 000 руб. в час в остальное время суток. Но, видимо, после представления прокуратуры и депутатских слушаний Вислый подумал-подумал – и решил открыть Ленинский зал для читателей, причем бесплатно.
Прошел слух, что на открытие зала 7 ноября в 16 часов приглашен Г.Зюганов.
Вторая очередь Нового здания: нечеловеческие условия
Сюда предполагается перевести из главного здания отделы комплектования и обработки и каталогов в соответствии с пунктом 3 распоряжения директора РНБ от 27.09.2017 № 77.
И вот сейчас оказалось, что помещения, куда собрались перевести 240 человек из двух отделов, не просто не подходят для работы – они не подходят для нахождения в них людей! Потому что эти помещения изначально планировались как фондохранилище.
Здание на Садовой ул., 18, где находится собственное почтовое отделение и размещаются пока два отдела – комплектования и обработки и каталогов, – практически опустеет. Сюда хотят переместить карточный генеральный алфавитный каталог, но займет он меньше трети освободившегося пространства. А на оставшиеся площади можно будет перевести еще что-то, например, часть Иностранного книжного или журнального фонда, которая оставлена в главном здании, что позволит еще больше зачистить здание, освободив его для будущих корпоративов, вечеринок и элитного досуга.
Высота помещений, приготовленных во второй очереди Нового здания для 240 сотрудников отделов комплектования и обработки и каталогов – 2 метра 30 см, если поднять руку – она достает до потолка.
Окна (там, где они есть) изначально не предусмотрены для открывания, предполагается, что вентиляция справится с этой проблемой, она не справляется уже в первой очереди Нового здания. Но часть помещений вообще лишена окон. Фактически это душегубка, пригодная для книг, но не для людей.
В первой очереди Нового здания в хранилища заходят съемщики, снимают книги и уходят, находиться там под мощными лампами над головой можно не более десяти минут. А остальные сотрудники отдела фондов сидят в так называемых холлах, расположенных вдоль фасадной остекленной части.
Комнаты для сотрудников других отделов представляют собой или маленькие клетушки (скажем, в комнате площадью около 15 квадратных метров стоят четыре компьютера, столы и кресла) или огромнейшие залы, в которых разбросаны несколько столов и где всегда безумный холод с одновременной же духотой.
Пока что даже начальникам подразделений не выдают планы этажей и предполагаемые варианты размещения сотрудников. Не удивительно, что появился приказ № 270 «О порядке предоставления информации о деятельности ФГБУ РНБ» и должность главного цензора. А это только первые впечатления, главный скандал впереди.
Михаил Золотоносов