Главный музей страны открыл главную выставку 2017 года. Кумачовыми лозунгами, среди которых часто встречается «Вернем Ленина Вильгельму», плотно завешены парадная Иорданская лестница Зимнего дворца, Темный коридор (историческое название) и несколько залов. «Город 812» нашел 5 причин, чтобы посмотреть этот проект.
Причина первая. Впечатляющий дизайн, особенно в Николаевском зале, созданный голландским бюро Каспара Конейна. Главная фишка: сочетание огромных баннеров с фотографиями (Николай II, Керенский, Ленин) с «окнами»: заглядывая в них, можно увидеть подлинные предметы.
Вторая причина. Эта выставка рассчитана прежде всего на эмоциональное восприятие, а не на познавание истории революции. Огромные снимки задают физическое ощущение грандиозности того, что произошло в этом здании (и в стране) 100 лет назад.
Третья причина. Многие ждали, что Эрмитаж, постоянно напоминающий о своем имперском имидже, сделает промонархическую выставку. И ошиблись. Первая же вещь – нарисованный портрет Григория Распутина, созданный забытой ныне художницей Еленой Клокачевой (даты ее жизни точно не известны).
Причина четвертая. Целая россыпь уникальных вещей, которые до следующего юбилея революции вряд ли покажут. Позолоченный значок в честь «верного сына России» Александра Керенского. Жетон с изображением Екатерины Брешко-Брешковской (1844–1934), известной как бабушка русской революции (большую часть жизни она провела по тюрьмам и ссылкам. Ее освободила Февральская революция, когда бабушке революции было 73 года. В качестве некоторой компенсации она получила квартиру в Зимнем дворце).
Портрет Ленина из актового зала петербургской школы № 206, созданный в 1924 году полулюбителем Вячеславом Измайловичем. Как-то полотно случайно повредили, и во время реставрации на задней стороне обнаружился портрет Николая II, нарисованный в 1896 году Ильей Галкиным. (Школа надеется, что двойной портрет ей вернут. Эрмитаж на него не претендует.)
Самый любопытный документ – текст, набросанный чьей-то нервной рукой на обратной стороне избирательного бюллетеня по выборам в Учредительное собрание в ноябре 1917 года. «Ленин, Троцкий и комп. принесли столько несчастья России, что их надо повесить, имеют нахальство баллотироваться». Удивительно, как эта записка уцелела в советское время.
Причина пятая. Музей исследует революционную мифологию на примере фильма Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова «Октябрь». Они получили задание снять киноленту к 10-летию революции. Свидетельские показания были крайне далеки от героики. Тогда придумали выстрел «Авроры», штурм Зимнего и стрельбу на Иорданской лестнице. Западная пресса назвала Эйзенштейна «государственным чиновником по фальсификации истории».
Кино снимали в Зимнем дворце, сохранились фотографии Эйзенштейна, сидящего у огромного камина в готической библиотеке Николая II. Роль Ленина из-за внешнего сходства сыграл рабочий Василий Никандров, любивший выпить. Эйзенштейн знал, что в 1917 году Ленин не носил бороды, но миф требовал жертв.
Говорят, что Эйзенштейн вдохновлялся рассказами о Великой французской революции. Парадоксальным образом, когда Жан Ренуар снимал свой фильм «Марсельеза» об этой революции, то он находился под впечатлением от «Октября».
Вадим Шувалов