Патриарх Кирилл рассказал о скором конце света. Он наступит из-за интеллигенции, которая пропагандирует грех через кино и театр. И повторяет ошибки своих предшественников, доведших страну до гибели в 1917 году.
Сначала я хотел посмеяться. Разразиться юмористическим текстом. Тема вроде бы располагает. Но потом передумал. И сегодня буду абсолютно серьезен.
Если кто заметил, я никогда не глумлюсь над церковью. Меня не интересует проблема Исаакиевского собора. И мало волнует, что некоторые православные священники (попы, как упорно называют их мои либеральные друзья) ездят на дорогих машинах и носят дорогие часы.
Так что сразу приступим к концу света.
Понятно, что патриарх Кирилл говорил о России. И у меня сразу возник вопрос. Почему, собственно, конец света должен наступить из-за проблем российской интеллигенции? И вообще – из-за проблем России?
Казалось бы, из-за российских проблем может наступить конец России. Но никак не всего света.
Сложно себе представить, что католический архиепископ Асунсьона предрекает конец света, потому что парагвайская интеллигенция распоясалась и впала во грех.
То есть парагвайская интеллигенция не может погубить весь свет. А наша – может. Конечно, это лестно. Приятно осознавать, что ты имеешь некоторое отношение к российской интеллигенции, от которой зависит существование мира.
Увы, речь тут явно не о мировом значении российской культуры. И вообще, честно говоря, не об интеллигенции. А о том, что мы – богоизбранный народ. А Москва – Третий Рим. И вообще, Россия – центр мироздания, вокруг которого все вертится.
Христианство – мировая религия. А православие как бы нет. Православие – религия региональная. Русская, сербская, румынская и т.д. Есть, конечно, константинопольский патриарх. Но главный для русских православных все равно – патриарх Кирилл. А, например, для католиков – римский папа. Для католиков в Бразилии, Португалии или на Филиппинах – не важно.
В этом огромная разница. Рискуя получить обвинения в сумасшествии, пойду по кривой тропинке Чаадаева и скажу пару слов в защиту католичества.
Католицизм стоит над государствами. Католики, говоря понятным языком, глобалисты. Они думают обо всем мире. У них не бывает богоизбранных народов. Испанцы – богоизбранный народ. Нелепость. Мадрид – Третий Рим. Чушь.
Не будем говорить о временах Средневековья, крестовых походов и Священной Римской империи. Возьмем Новое время.
Католицизм категорически не подходил на роль государственной идеологии в амбициозных империях. Скажем, Бисмарк создал Германскую империю. И тут же начал борьбу с католицизмом. Она называлась «культуркампф».
Борьба за культуру здесь, естественно, ни при чем. Просто Бисмарк считал, что католики – плохие немцы. Они преклоняются перед римским папой. А настоящий немец должен преклоняться только перед германским кайзером. Ну и перед его канцлером, конечно.
А православие на роль государственной идеологии подходит отлично. Причем именно для нынешней России. Которая одна стоит столбом в окружении врагов.
Так и должно быть. Богоизбранный народ и должны окружать враги. Иначе в чем его богоизбранность?
Отсюда и дружба РПЦ с государством. Отсюда в словах патриарха всегда так много государственнического и так мало общечеловеческого. Вот именно это меня и волнует. А не часы и машины священников.
А конец света, я думаю, наступит явно не из-за кино. Чтобы погубить мир, кино, мне кажется, должно быть прежде всего талантливым. А с этим у нас – большие проблемы.
Глеб Сташков