Рождественское утро 25 декабря в Петербургской консерватории началось в эпистолярном жанре: глава комиссии по выборам ректора Валерий Успенский зачитал членам комиссии письмо из Министерства культуры о том, что выборы ректора отменяются в связи с поступившим в Минкульт решением Октябрьского районного суда Петербурга от 10 ноября 2008 года, признавшим неправомерность проведения выборов ректора Консерватории. Министерство культуры считает целесообразным перенести выборы ректора до выполнения всех решений суда, – говорилось в письме.
В выборах ректора, назначенных ученым советом на 25 декабря, должны были участвовать скрипач Сергей Стадлер и директор музыкального колледжа, виолончелист Алексей Васильев. Кандидатуру Стадлера поддержал Минкульт, против выступала часть преподавателей Консерватории.
Петербургскую консерваторию лихорадит давно. Со времен Владислава Чернушенко, правившего здесь больше 20 лет и уволенного в связи с уголовным делом, которое через четыре года было закрыто с неофициальной формулировкой “да ведь сами знаете, что такое 90-е годы”! Виолончелист Сергей Ролдугин побывал в кресле ректора эпизодически, а на смену ему пришел московский композитор Александр Чайковский – “московский варяг” в глазах многих преподавателей.
При этом в стенах Петербургской консерватории Чайковский осуществлял довольно осмысленную художественную политику. Реанимировал фестиваль “Неделя консерваторий”, привлек в его программы Мариса Янсонса, Кшиштофа Пендерецкого, Родиона Щедрина. Но оказался не слишком мил педагогам. В итоге комиссия Минкульта обнаружила “нецелевое использование средств” на 15 миллионов рублей. Впрочем, в результате прокурорской проверки эта сумма сократилась до трех миллионов, а позже и вовсе куда-то истаяла. Но Чайковский с поста ректора был снят. И.о. ректора был назначен Сергей Стадлер. И в Консерватории активное недовольство Чайковским сменилось сожалениями по поводу его ухода.
Почему отменили выборы? По мнению Ирины Богачева, народной артистки СССР и почетной гражданки Петербурга, чиновники сомневаются в том, что коллектив сделает выбор в пользу Сергея Стадлера. По версии Минкульта – потому что выборы могли оказаться нелегитимными. По решению Октябрьского суда ученый совет Консерватории признается недействующим, следовательно – признаются недействующими и его решения, в том числе – и о проведении выборов ректора.
Теперь надо снова провести конференцию трудового коллектива, избрать новый ученый совет Консерватории, а уж затем – новые выборы ректора. Стадлер обвинил в создании конфликтной ситуации бывшего президента Консерватории Станислава Гаудасинского, бывших ректоров Александра Чернушенко и Сергея Ролдугина, а также бывшего проректора Гинтаса Жяльвиса.
“Нам так хочется работать, и пусть Москва оставит нас в покое!” – к этому сводятся практически все заявления супруги экс-президента Консерватории Станислава Гаудасинского Ирины Богачевой. А мне хочется вспомнить, что Министерство культуры разорвало контракт с ректором Консерватории Александром Чайковским в том числе и из-за “нестабильности в коллективе”. Чайковского уже давно в Консерватории нет, а стабильности не прибавилось. Сможет ли обеспечить стабильность другой претендент на пост ректора – Алексей Васильев? “Васильев приятный человек, но для этого вуза его фигура мелковата”, – говорит композитор и профессор Юрий Фалик. “Непонятно, с чего этот молодой человек решил, что он имеет право руководить профессорами”, – еще категоричнее выражается музыковед Людмила Ковнацкая.
В разговорах с оппозицией складывается впечатление, будто Консерватория состоит только из профессоров, АХЧ и канцелярии, а основана она была Антоном Рубинштейном с одной целью: получать и распределять “президентские гранты”, а также деньги на реконструкцию здания и на грядущий в 2012 году юбилей Консерватории. Еще есть ощущение, что если все участвующие в этой истории господа вдруг повстречают на Театральной площади девочку со скрипичным футляром, которая спросит: “Дядя, а где здесь учат играть на скрипке?” – то профессора ответят: “Не знаю, девочка. У нас выборы ректора, не до тебя!” Как говорится в известном афоризме, рано или поздно погибнет всё. Но музыку – жалко.
Кирилл Веселаго