В туристическую сферу кризис пришел с закрытием крупнейшей компании, продающей на территории России железнодорожные и авиабилеты, – Avantix.ru. С 1 ноября были прекращены все операции бронирования и продаж. Компания, которая первой в России ввела систему онлайн-бронирования, первой же и ушла с рынка в связи с большой кредиторской задолженностью.
В целом из-за длинных кредитов закрылось немало компаний, так или иначе обслуживающих туризм. Приостановил работу один из крупнейших российских туроператоров “Вояж-Люкс”. Потихоньку уходят с рынка и более мелкие компании, перепродающие предложения туроператоров своим клиентам.
Однако пока можно считать, что в России с туризмом все не так плохо, как, скажем, в Европе. Например, на днях британская сеть бюджетных гостиниц Traveloge объявила, что снижает цены на номера на треть – с 63 фунтов стерлингов до 40. А уже весной номера в некоторых гостиницах сети будут стоить всего 9 фунтов, что практически фантастика для такой дорогой страны, как Великобритания.
По информации газеты Guardian, на 50 – 70 процентов скинули цены на номера и некоторые гостиницы в континентальной Европе – в основном в крупных городах, таких как Париж, Амстердам и Брюссель. Получив не самый приятный опыт минувшей осенью, когда множество гостиниц по всей Европе оказались полупустыми, отельеры решили рискнуть и существенно снизить зимние цены, чтоб не обслуживать пустующие номера.
Эксперты, обсуждавшие кризис на лондонской выставке World Travel Market, были обеспокоены тем, что современные туристы вдруг всерьез увлеклись так называемым ответственным туризмом. В Европе начали приобретать дикую популярность обмен домами и проживание в семьях. Путешественники все чаще стремятся забраться в самую глушь выбранной для отпуска страны и слиться с местными. От этого страдают крупные гостиничные сети, зато много приобретают маленькие сельские пансионы и фермеры.
Все больше крепнут и разного рода экологические организации. Они всячески рекламируют эко- и агротуризм. В Шотландии, например, собираются открыть “парки ночного неба”, где можно в полной темноте считать звезды.
На фоне отельного демпинга странно выглядят авиакомпании. В ноябре сразу несколько перевозчиков, начиная с Air France, стали брать с пассажиров доплату в размере 50 евро за места у аварийных выходов самолетов. Это называется “сбором за дополнительный комфорт”: обычно на таких местах у пассажиров салонов эконом-класса есть больше возможностей устроиться удобно. И все это при том, что цены на авиабилеты не снижаются, а растут. Как аэропортовые и топливные сборы. Если, к примеру, попробовать забронировать билет из Петербурга в Амстердам в момент распродаж компании KLM, то результаты могут буквально ошеломить. Тариф в оба конца – 8025 рублей, а сборы – 8138 рублей.
Если вернуться к российскому туризму и внимательно поизучать вопрос, то также можно удивиться. Если в Москве среди представителей турбизнеса царят едва ли не панические настроения, то в Петербурге, кого ни спросишь, – все чудесно. Об этом феномене и об особенностях питерского туризма мы поговорили с руководителем Северо-Западного филиала Российского союза туриндустрии Сергеем Корнеевым.
– Много ли петербургских турфирм закрылось из-за кризиса?
– Ни одной. Во всяком случае, я о таком не слышал пока.
– С чем это связано? В Москве все сильно обеспокоены кризисом.
– Наша ситуация кардинально отличается от московской. Столичные коллеги раньше всегда говорили, что в нашем турбизнесе – стагнация, и вообще воспринимали нас иронично, подшучивали над нашими болотами. Сейчас то, что они называли стагнацией, превратилось в стабильность.
– За счет чего?
– Московский турбизнес – это мыльный пузырь. Там переизбыток турфирм. Тамошний туристический рынок был бурным, авантюристичным. Он обслуживал всю Россию. Московские туроператоры работали с огромным числом авиаперевозчиков. Там люди, почти не задумываясь, влезали в длинные кредиты и на этом погорели. И в результате питерский рынок оказался самым стабильным в стране. Во-первых, у нас возникли почти домашние отношения между компаниями и клиентами. Это как с парикмахером: вы его нашли, ходите к нему годами и ни за что не променяете ни на кого другого. Так и здесь. Клиенты, найдя “свою” турфирму, сменят ее на другую только ради очень уж заманчивого предложения. Подобные отношения позволяют фирмам довольно точно прогнозировать дальнейшее. Конечно, случаются и просчеты, но явных непопаданий нет.
Во-вторых, наши туристические компании пользуются услугами всего двух перевозчиков – это ГТК “Россия” и “Трансаэро”. Они входят в тройку самых стабильных авиакомпаний страны. Поэтому у питерских агентств нет таких громких чартерных скандалов, какие случались с москвичами. Да, могут произойти задержки рейсов. Но вот невывозов до сих пор не было.
Ну и, в-третьих, все наши турфирмы кредитуются исключительно на короткие сроки. Длинным кредитованием у нас занимались крайне редко. В основном люди рассчитывали на собственные средства. Поэтому и банкротств у нас нет.
– Если с фирмами все понятно, то как быть с их клиентами? Сокращения коснулись и Петербурга, многие боятся быть уволенными. Тут уж не до путешествий.
– Потенциальный турист – то есть, условно, человек, принадлежащий среднему классу, – кризис на своем кармане пока не почувствовал. Пока массовый потребитель все еще способен распоряжаться своими средствами и что-то планировать. И потом, в отличие от кризиса 98-го года, когда туризм был чем-то вроде экзотики, сейчас люди, приобретая путевку, инвестируют в собственную работоспособность. Если они не съездят в отпуск, не отдохнут как следует, они будут плохо работать, перестанут зарабатывать. Так что тут все просто.
– Говорят, что новогодние поездки в этом году не принесут турфирмам такой прибыли, как раньше. Это правда?
– Не думаю. Эти разговоры пошли из-за того, что новогодний спрос сдвинулся примерно на месяц-полтора. Если раньше новогодние предложения появлялись уже в начале октября, а в ноябре уже невозможно было что-то купить, то в этом году пик новогодних продаж придется на середину декабря. Клиенты выжидают время и, когда им становится ясно, что до Нового года с ними уже ничего не случится, спокойно покупают тур. Если же говорить о том, от чего сейчас страдают наши турфирмы, то жалуются они в основном на банковские артерии. Что деньги где-то “подвисают”, долго не поступают на счет, и фирмы начинают рисковать своими собственными средствами, чтобы выкупить билеты или гостиницы. Но катастрофы, повторюсь, пока нет.
– А туры сейчас дешевеют или дорожают?
– Последние годы туры в принципе дорожали. Это было связано с туристической инфляцией, которая, в свою очередь, зависит от роста цен на нефть. Авиатопливо за этот год выросло в цене почти на 90 процентов. Это привело к тому, что к этой зиме и туры поднялись в цене на 25 процентов. Парадоксальная ситуация: нефть сейчас вроде как дешевеет, а топливо – нет. Так что я бы не стал рассчитывать на то, что туры резко упадут в цене. Не будет также и горящих туров – в том массовом порядке, в котором это было раньше. Еще год назад турфирмы могли депинговать и продавать то, что называлось горящими путевками. А сейчас это будут горящие туры в чистом виде. То есть если за два-три дня до вылета чартера фирма поймет, что у нее есть в самолете три свободных кресла, она может скинуть цену на путевку, чтобы не перевозить воздух. Но и только.
– Странно. Я читала, что европейские гостиницы значительно сокращают расценки. Неужели за счет этого нельзя снизить стоимость тура?
– Да, по прогнозам, размещение станет более дешевым, но это не произойдет стремительно.
– А что в принципе можно сказать о будущем туризма, если связывать его с кризисом?
– Люди перестанут уезжать надолго – вместо двух недель будут брать неделю. Какая-то часть клиентов откажется от дальних поездок – таким образом, может уменьшиться сектор дальней экзотики. Часть путешественников начнет поднимать внутренний туризм. (Это, кстати, должно сказаться на Петербурге. Идея с собственной паромной линией и все подвижки, связанные с этим, – исключительно хороши.) Видимо, пострадает корпоративный туризм: компаниям уже сейчас не выгодно премировать своих сотрудников бесплатными турпутевками. Что касается делового туризма, то он пока не страдает. Даже наоборот. Сейчас в Петербурге гостиницы эконом-класса заполнены на 70 процентов – небывалый случай. Просто все приезжают на переговоры, спасают свой бизнес, и это помогает питерскому внутреннему туризму.
Катя Щербакова