В ноябре состоялась премьера фильма Юрия Грымова «Чужие» – это кино про то, как группа американских врачей приехала на Ближний Восток вакцинировать детей, но к детям относилась плохо, а еще из-за американцев погиб русский хирург и русский солдат. Пресса после премьеры написала, что Грымов снял прямолинейное антиамериканское кино. Грымов, видимо, обиделся.
– Понятно, что ваш фильм – это камушек в американский огород…
– А любой русский фильм – это камушек в русский огород? Получается, что все русское кино, которое снимается в России самими же русскими – это антирусские фильмы?
– Давайте про наши фильмы потом. Сначала про Америку. После премьеры фильма вы много говорили о том, что Америка – это мыльный пузырь и что теперь он сдувается. Тем не менее, Америка остается мечтой для многих …
– Это потому что люди сами себе сделали из нее икону и молятся на нее, не зная ее. Многие русские молятся на Америку. Я показываю в картине не всех американцев, а только пятерых, которые ведут себя неадекватно. Но некоторый зритель сформировался, к сожалению – к большому сожалению, в большой любви к Америке. После моей картины многие говорят: ” Как же так? Я же молился на Америку! Это же такая классная страна”. Но я говорю своим фильмом, что бывает по-разному, вот герои фильма повели себя так. Наверное, также могли себя повести и русские. “Америка для меня эталон”, – говорят те, кто молится на нее. А я вдруг выбиваю эту подпорку из-под них. На что же им молиться теперь, если они недолюбливают сами себя и свою страну? У русского человека очень занижена самооценка. Мы относимся к себе уничижительно. Наш зритель готов, чтобы его оскорбляли по телевизору, в кино, говорили ему, что у нас в России все алкоголики. Это же стало почти нормой.
– У Америки есть любители не только в России.
– Ну и что? Я тоже работал в Америке в 1991 году… Мы кино обсуждаем, или что?
– Американский мыльный пузырь.
– Получается так, что американская империя со своими ценностями становится меньше по своему влиянию. Нынешний кризис показал, что у тех стран, которые не были подсажены на американскую экономику, у них все в порядке. У тех, которые были подсажены, большие проблемы. Происходит переоценка влияния Америки. Но мы с вами будем говорить о политике или о кино?
– Давайте о кино. Так какие русские фильмы про плохих русских вы имели в виду?
– А разве “Груз 200” не такой фильм?
– Он про советское время.
– Какая разница.
– Так это плохой фильм?
– Я не могу сказать, плохой он или хороший.
– А у вас нет желания снять правдивый фильм о нашей стране?
– Если бы у меня сейчас появилась интересная тема и настроение, то я с удовольствием бы снял такой фильм. Разве “Казус Кукоцкого” не об этом? Об этом.
– Вы рассказывали, что американские актеры с удовольствием снимались в вашем фильме. По вашим словам, они любят свою страну, но вовсю критикуют Буша и его политику. То есть американский патриотизм отличается от русского. У нас все наоборот – ужасная страна, но замечательный президент и его политика.
– Патриотизм у всех разный. Мы по-другому воспитаны. Я считаю, что патриотизм – это когда ты честно совершаешь тот или иной поступок в отношении своей страны и высказываешь свое мнение. Вот фильмом “Чужие” я высказал свое мнение. Не о нашей стране, а вообще. В этом моя позиция. Скажите, много у нас в России картин с позицией? Я думаю, что нет. Всё – развлекательный жанр.
– Из фильма показалось, что вы очарованы Востоком?
– Да, мне очень понравился арабский мир. Я увидел его с другой стороны и увлекся им. Он мне очень симпатичен, потому что там люди открытые и там многовековая культура. Это привлекает. Ощущение агрессии, которое существует от арабского мира, больше придуманное. Не надо его бояться, он очень радушный и лично мне стал очень симпатичен.
– А в США вам несимпатично?
– Как может мне быть симпатично в Америке, когда я туда приезжаю? Она похожа на огромный супермаркет с граничащим рядом аэропортом. Мне уютнее в Европе или на Востоке.
– Один из героев вашего фильма – мальчик-араб за замечание, сделанное ему американкой, стреляет в нее из игрушечного автомата из-за угла. Это Восток?
– Это тоже Восток. Детская жестокость существует везде. Разве ее нет у нас? Вы что, очень хорошо относились к учителю, который вас чем-то обидел.
– Мне как-то везло с учителями.
– А когда вас кто-то оскорбляет, вы хотите отомстить? У вас не было такого?.. Вот вы журналист. Сколько раз вы обижали людей?
– Один раз было.
– Вот видите, значит, было.
– Мало ли что бывает у кого в жизни. Скажите лучше, как скажется нынешний кризис на российском кино?
– Очень сильно скажется. Я знаю, сколько съемок картин уже остановилось из-за него. Кризис вещь не хорошая, но на самом деле кино возрождалось в любых странах именно во время кризиса. Самый пик кризиса начнется, я думаю, будущим летом, когда пойдет безработица. В основном среди среднего звена в кино, потому что при таких зарплатах, которые у них были, снимать кино в России невозможно. В Америке или Европе его снимать дешевле. В России, а именно в Москве, все стало безумно дорого. Но когда эта пена сойдет, останутся те люди, которые любят кино, и будут адекватные цены. Нельзя за такие, как сейчас, деньги снимать кино. Это дорого и нерентабельно. Зритель просто не может платить столько денег.
– Почему вы избегаете разговоров о бюджете своей картины?
– Не люблю говорить о деньгах. Есть картины, которые свою рекламную кампанию проводят на том, сколько денег потрачено на его съемки. Я не люблю этого, и сам не знаю до конца, какой был бюджет у моего фильма, потому что съемки финансировали три страны. Сколько было денег с российской стороны, знаю, но хвастаться не буду. Я для другого снимаю кино.
– Вы с пиететом относитесь к советскому кино. Какие традиции вы хотели бы продолжать?
– Если вы ничего не увидели, то я не могу объяснять вам того, чего вы не видите.
– Так объясните неспециалисту.
– Как объяснить? Я пытаюсь сохранить индивидуальность. Это задача любого человека… Вы знаете, как называются статьи про фильм “Чужие”? Половина “Свой среди чужих” и еще половина “Чужие здесь не ходят”.
– Это повод не любить журналистов?
– Они все одинаковые. Приходят разные люди с разным воспитанием, с разным образованием, а вопросы задают одинаковые. Вы думаете, это нормально?
– Чего же такого мы не увидели в вашем фильме?
– Не знаю, но вопросы у всех вас одинаковые. Странно, но это так. Зрители по-разному воспринимают фильм, а журналисты – одинаково. У них у всех какая-то определенная установка.
– Коллеги писали, что афиша вашего фильма похожа на афишу среднего американского фильма 2004 года. Это вас обидело?
– Это нормально. Я специально назвал фильм “Чужие”. И плакат мы сделали как американский. Мы реально простебали эстетику Голливуда. Ну, если вы ни черта в этом не понимаете, то что я могу сделать? Мы все соединили – и название фильма как американское, и афиша как американская… Что делать, если вы не видите ни фига и мастурбируете на “Гитлер капут”?
– ?!
– Я не про вас говорю, а про зрителя. Что делать, если вы так устроены? Мы решили поиграть, постебаться про всё.
– Если бы ваш фильм вышел на два года раньше, как вы думаете, имел бы он такую реакцию?
– Думаю, что градус обсуждения был бы меньше. Это сейчас журналисты пишут: “Ой, Америку оскорбили… Это госзаказ”. О чем вы говорите? Где такое государство, которое финансирует такие картины?
Если бы нашему государство было не по фигу, то оно давно навело бы порядок или выстроило отношения с кинематографистами, и они снимали бы системное кино. И не за такие большие, как сейчас, деньги. У нас в стране показывают фильм, где есть свастика! И это в стране, которая пострадала от фашизма. Этому государству наплевать на кино.
– Так, может, это хорошо, что государство в кино мало лезет?
– Думаю, что плохо. Государство должно себя защищать, как во внешней, так и во внутренней политике. Нам до сих пор продают “пакетное” кино. Это хорошо или плохо? Плохо. Во всем мире ставится заслон – тридцать процентов фильмов должны быть национальными. Сейчас кризис, и к нам придут американские фильмы, которые там лежат на полках. А русского кино не будет. И что в этом хорошего?
– Я уже понял, как вы злы на прессу. Значит, ее мнение не важно для вас?
– Мне интересно мнение зрителя. Он не ангажирован, свободен, а пресса… Это ее работа.
– А как без прессы вы узнаете, что о вашем кино думают в Чебоксарах или в Мурманске?
– Как-то узнаю. Не из статей же узнавать.
Андрей Морозов