Первые дни нового года не внесли ясности в то, кто будет патриархом на Руси. Однако ясно продемонстрировали, что борьба за престол развернулась по всем правилам и что, кто бы из основных кандидатов ни расчистил себе путь наверх, перемен в жизни РПЦ не предвидится.
Митрополит Кирилл смело ринулся на завоевание “протестного электората”. Он успел посетить основные гнезда монашеского “фундаментализма”, обитатели которых решительно настроены против него. 13 и 14 декабря он был в Троице-Сергиевой лавре и в Московской духовной академии, 28 декабря – в Сретенском монастыре, где правит один из идеологов этого направления Тихон (Шевкунов). 14 января Кирилл помолился у мощей святой блаженной Матроны Московской в Покровском монастыре. Напомним, что именно этой святой Петербург был обязан скандалом, вызванным “иконой со Сталиным”, о чем “Город 812” уже писал. Впрочем, вряд ли ему удалось изменить настроение собравшихся. Но руководителям крупных монастырей явно были обещаны определенные преференции: так, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност получил церковный орден.
Не забыл местоблюститель и родной город – Петербург, который посетил 2 января с обширной программой. Он молился у Иоанна Кронштадтского на Карповке, у блаженной Ксении на Смоленке, в Казанском и Никольском соборах, в Духовной академии, на могиле своих родителей на Охте и у гробницы своего учителя митрополита Никодима (Ротова) в лавре. Это было похоже на то, как тореадор перед корридой обходит все местные святыни, оставляя везде пожертвования и ставя свечки в надежде переиграть быка.
Его посещение Александро-Невской лавры имело особый смысл и было связано с мистикой его местоблюстительства. Он был избран на этот пост 6 декабря, когда РПЦ как раз празднует память Александра Невского, а 28 декабря победителем проекта “Имя России” стал тот же Александр, которого представлял тот же Кирилл. 29 декабря он дал концептуальное интервью ряду ведущих СМИ, где осудил всякие реформы в церкви, а заодно и императора Петра Великого, извратившего, по его мнению, русскую историю.
Главный конкурент Кирилла – митрополит Климент – явно проигрывает в предвыборной гонке. Помимо срежиссированного его братом архиепископом Дмитрием совещания ректоров духовных семинарий, он организовал 15 января в Российской государственной библиотеке презентацию своей книги “Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года”, которая была отрецензирована покойным патриархом и президентом РАН Юрием Осиповым. Однако тут же прокирилловское агентство “Интерфакс-религия” опубликовало письмо министра образования Андрея Фурсенко президенту РФ, написанное еще 19 мая 2008 г. Здесь говорилось, что министерство не считает нужным вносить теологию в государственный перечень научных специальностей. Напомним, что именно Климент настаивал на государственном признании теологии.
При этом руководство РПЦ делает все, чтобы Поместный собор прошел, “не приходя в сознание”. Россиянам совершенно не дают времени на раздумья. Заседание Синода, который должен предложить патриаршие кандидатуры Архиерейскому собору, перенесено с 20 января на пятницу 23 января. Сам Архиерейский собор открывается 25 января в воскресенье. Стало известно, что часть синодалов, и в том числе петербургский митрополит Владимир Котляров, намерена предложить собору лишь одну кандидатуру, а не три. Естественно, митрополита Кирилла.
Не только они. Кирилл оказывается “социально близким” многим делегатам, избранным на Поместный собор. Помимо лиц, лично преданных местным епископам и ими продавленных, сюда попало значительное количество представителей политической и бизнес-элиты. Среди них губернатор и жена губернатора, главный налоговик субъекта Федерации и “табачный барон”, директор цирка и председатель Общественной палаты. Быть может, они верующие люди и практикующие христиане. Но избрали их отнюдь не за их внутренние качества. Это было одновременно наградой за прошлые благодеяния и намеком на необходимость будущих пожертвований. Для людей этого круга, исповедующих принцип “солидный Господь для солидных господ”, Кирилл действительно выглядит достаточно солидно. Может быть, поэтому виртуальное голосование на сайтах www.patriarh2009.ru и www.zapatriarha.ru стремится выдвинуть альтернативных кандидатов – от экзотического митрополита Токийского Даниила, этнического японца, до вполне реального епископа Томского Ростислава (Девятова), который мог бы объединить вокруг себя монашескую оппозицию митрополиту Кириллу вместо не пользующегося авторитетом митрополита Климента.
К тому же для многих полным разочарованием обернулось Рождественское послание местоблюстителя. Оно напомнило худшие образцы “патриархийного агитпропа” советской эпохи, когда патриарх Пимен писал не столько о родившемся Христе, сколько об американском империализме и ракетах “Першинг-2”. На сей раз спичрайтеры Кирилла вписали ему в обращение мысль известного политика о том, что кризис – это “пришедшие извне трудности” и что необходимо крепить историческое единство Москвы, Киева и Минска. Очевидно, так был озвучен тот политический наказ, который был получен местоблюстителем во время его нигде не афишируемых встреч с Путиным и Медведевым. “Газпром” будет усилен “Духпромом”. Однако худшим изобретением стала новая трехчастная модель общества, предлагаемая кандидатом в патриархи. Среди всего людского многообразия он увидел лишь “правителей”, “предпринимателей” и “простецов”. Средневековые богословы, делившие общество на laboratores, bellatores и oratores (трудящихся, воителей и молящихся), были более проницательными.
После этого послания стало ясно, что Кирилл был неплохим председателем отдела внешних церковных связей. Он был бы замечательным митрополитом Петербургским. Но патриархом он будет, скорее всего, – никаким: слишком сильна привычка поддакивать во всем сильной и наглой власти. Посадили Ходорковского – Кирилл придумал особый грех увода капитала от налогов, предложил Путин обращать китайцев в православие – принимается программа миссии на Дальнем Востоке, начали чекисты бороться с правозащитниками – и вот уже готова “православная концепция” прав человека. А ведь в эпоху Ельцина он даже осмелился говорить о возможных акциях гражданского неповиновения со стороны православных.
(Кстати, почти в унисон Кириллу выступил “самовыдвиженец” Воронежский митрополит Сергий (Фомин), заявивший в СМИ, что он подходит в патриархи по всем параметрам. При этом он сообщил, что в РПЦ ничего менять не надо, а Путин с Медведевым “нас” не подведут.).
В этих условиях хочется, чтобы патриархом стал человек, не только способный что-то изменить вокруг себя, но желающий этого, не испорченный близостью к отечественной власти. Почему бы патриархом не быть главе РПЦ за границей митрополиту Иллариону (Капралу, род. 1948) или другому иностранцу, уже получившему опыт служения без покровительства власти – митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану).
Украинская интрига на сей раз вообще сохраняется весьма стойко. Церковь этой страны уже выбрала делегатов на собор, однако 17 января она собирается на свое собственное собрание. Основной темой станет возможное согласование единой кандидатуры от Украины в Москву, очевидно, митрополита Владимира, а также принятие особого обращения к Поместному собору о даровании украинской православной церкви полной независимости, т.н. автокефалии. Однако последний вопрос нужно еще будет “продавить” в повестку дня будущего собора, тематику которого стремятся ограничить лишь избранием патриарха.
Александр Мусин,
доктор исторических наук, кандидат богословия