Журнал «Город 812» и интернет-газета «Фонтанка. ру» представляют рейтинг самых влиятельных людей в петербургской культуре по итогам 2017 года, составленный на основе экспертного опроса (методику опроса и список экспертов см. здесь).
1. Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа (1)*
2. Валерий Гергиев, художественный руководитель-директор Мариинского театра (2)
3. Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра (-)
4. Александр Сокуров, режиссер (5)
5. Лев Додин, художественный руководитель-директор МДТ – Театра Европы (4)
6. Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова (-)
7. Екатерина Галанова, руководитель Международного фестиваля балета Dance open (-)
8. Сергей Шнуров, лидер группировки «Ленинград» (7)
9. Лев Лурье, историк (-)
10. Семен Михайловский, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (8)
* В скобках – место в списке по итогам 2016 года
Как и все в Петербурге, культурная жизнь здесь, по сравнению с Москвой, более классическая. И потому более статична. Все новое, дорогое и модное – там. Хотя нельзя не признать, что, пожалуй, самый яркий пример акционизма в России поднялся все-таки на нашем Литейном мосту. Поэтому герои нашего культурного рейтинга не попадают в полицейские сводки и не становятся жертвами режима. Как правило, показатель их влиятельности – умение получать бюджетные
деньги, но при этом сохранять за собой право на собственную точку зрения. Хотя это и не всегда получается.
К двум безусловным и бесспорным столпам местной культуры – Михаилу Пиотровскому и Валерию Гергиеву – в этом году вплотную подошел худрук Александринского театра Валерий Фокин.
.
О Михаиле Пиотровском эксперты в большинстве высказываются в восхитительных тонах: человек, способный сказать правду, и сказать так, чтобы ее услышали. Человек, при котором Эрмитаж остается, вопреки наступающему мракобесию, современным и европейским музеем.
.
Валерию Гергиеву дают другую характеристику: особа, приближенная к императору, всегда влиятельна. Но, увы, Гергиев редко пользуется своим статусом для поддержки культуры Петербурга и коллег – он занят исключительно своим театром и собой.
.
Валерий Фокин также имеет брендовую площадку, доступ к первым лицам и много энергии, чтобы воплощать в жизнь свои планы.
.
Режиссер Александр Сокуров уже стал совестью нации – человеком, говорящим власти правду в лицо. Что важно – он имеет доступ к этой власти, вплоть до Владимира Путина. Впрочем, его влиятельность скорее нравственная, чем материальная, поскольку сложно вспомнить примеры, когда его вмешательство кого-нибудь от чего-нибудь спасало. В этому году Сокурова не пустили в Смольный, так как он забыл паспорт. А потом в ЗакСе не дали закончить выступление, выключив микрофон после окончания регламентного времени. В обоих случаях формально поступили правильно, но представитель Смольного Игорь Албин перед ним извинялся. А представитель Мариинского дворца – нет.
.
Худрук МДТ Лев Додин, как уверяют эксперты, пользуется уважением у властей предержащих. И, как уверяют, способен оказывать гипнотическое воздействие на высоких слушателей, если они удосуживаются его выслушать. Однако это не помогло ему оперативно открыть новую сцену своего театра на Звенигородской, где переругались заказчик –Северо-Западная дирекция по строительству Минкульта – и подрядчик – «Стройсоюз СВ».
.
Андрей Могучий, который руководит БДТ, по меркам местной культурной элиты почти фрондер и даже вместе с Додиным попал в черные списки людей, которых Минкульт якобы требовал не пускать на Культурный форум. Впрочем, в подлинность этих списков не все верят. Однако, даже если они и фальшивые, примечательно, какие фамилии в них упоминаются. Несмотря на эстетические расхождения с властью, Могучий вполне успешно руководит федеральным театром и даже выиграл борьбу с Мединским, якобы собиравшимся назначить на пост худрука Сергея Безрукова.
.
Экс-балерина Мариинского театра Екатерина Галанова уже много лет проводит фестиваль балета Dance open. Но с некоторых пор она проявила себя и как крайне успешный организатор городских праздников. Суммы на праздники из городского бюджета тратятся значительные, но и результат всех устраивает.
.
Поднимавший туристическую привлекательность Петербурга клипом «В Питере – пить» Сергей Шнуров отмечен экспертами не только как один из самых успешных сейчас петербургских музыкантов. Он активно участвует в городской жизни – написал, например, стихотворение «Нету, тетя, такого музея». Это про Исаакий, если кто не в курсе.
.
Публицист и историк Лев Лурье – человек известный в самых разных кругах и в самых разных ипостасях. В рейтинг влиятельных деятелей культуры он попал прежде всего как организатор народного праздника «День Д». Впрочем, эксперты отмечали и успешность его Дома культуры Льва Лурье.
.
Ректор Академии художеств Семен Михайловский, по мнению экспертов, считается вхожим в верха, хотя этому нет очевидных подтверждений, кроме работы в президентском Совете по культуре. Известно, что Михайловский сохраняет хорошие отношения с таким разными людьми, как министр Мединский, советник президента Толстой и академик Церетели. И назначен комиссаром российского павильона сразу на шесть Венецианских биеннале. В табели о рангах это важно.
Комментарий
Лилия Шитенбург, театральный критик
– Вопрос о влиятельности в культуре превратился в вопрос о степени влияния самой культуры в обществе. Уже не так важно, кто персонально пользуется уважением среди коллег, высокого начальства и массовой публики, – важнее, насколько вообще вся культурная сфера имеет вес в государстве и способна конкурировать с главными фаворитами в области государственных интересов: войной, подавлением инакомыслия, РПЦ.
Очевидно, что в основном «культура», входящая в зону особого внимания государства, находится в Москве. Причем не просто в Москве, а в столичных театрах. Главное «культурное» событие года – арест режиссера Кирилла Серебренникова и «дело Седьмой студии». Степень персональной влиятельности деятелей российской культуры определяется ныне степенью и характером участия в этой истории. Высказывания знаменитых московских мастеров культуры (к концу года оформивших свой протест против «дела Серебренникова» вполне определенно, специальным решением СТД) были поддержаны их петербургскими коллегами: Львом Додиным, Валерием Фокиным, Андреем Могучим. Об их влиятельности и можно говорить как о чем-то конкретном. Но необходимо учитывать, что «приметой времени» стало и влияние тех персон, которые не спешат заявлять о своей стратегии и тактике публично: в разгар «серебренниковского дела» Владимир Путин неожиданно обронил (а Дмитрий Медведев позднее подтвердил), что финансовое законодательство в театральной сфере должно быть пересмотрено вопреки реляциям Министерства культуры. Вне всякого сомнения, это результат кропотливых усилий неких прогрессивных сил, которые предпочитают хранить анонимность. Однако достанет ли у президента влияния, чтобы довести вопрос до конца? Как явно не оказалось его влияние достаточным, чтобы в Петербурге продолжил работу Европейский университет.
На незримой границе между светской культурой и РПЦ возвышается Исаакиевский собор – решение о его музейном статусе не выглядит окончательным. Зато в Петербурге по-прежнему на месте Эрмитаж, Мариинский театр, Русский музей, Александринский театр, МДТ и БДТ. Вероятно, в способности их руководителей поддерживать этот неизменный статус и сказывается истинное влияние.
Антон Мухин